Главная » Файлы » Сочинения по русской литературе » Некрасов Н. А.

Изображение народа в поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»
13.11.2009, 19:51
Доля народа,
Счастье его,
Свет и свобода

Прежде всего!


Н.А. Некрасов

Н.А.
Некрасов начал писать поэму «Кому на Руси жить хорошо» на сорок втором году
жизни, в пору полного расцвета своего дарования. Героем этой поэмы он избрал
не какого-нибудь одного человека, а весь русский народ,
все многомиллионное «мужицкое царство», «сермяжную Русь». Такой всенародной
поэмы еще не бывало в России.

С первого взгляда народная жизнь,
изображенная в этой поэме, представляется очень печальной. Уже сами названия
деревень — Заплатово, Дырявино, Разутово, Знобишино, Горелово, Неелово,
Неурожайка говорят о безрадостном существовании их жителей. Хотя одна из глав
поэмы носит название «Счастливые», но на самом-то деле,
как выясняется из ее содержания, эти «счастливые» глубоко несчастны —
это замученные нуждой, больные, голодные люди. И сколько человеческих страданий
в той части поэмы, где изображается жизнь крестьянки Матрены.

Нет
косточки не ломаной,
Нет жилочки не тянутой…

Так ведает
эта крестьянка о своей жизни. Вообще, когда читаешь первые главы поэмы, кажется,
что на вопрос, поставленный в ее заголовке: кому на Руси жить хорошо? — можно
дать единственный ответ: каждому живется очень плохо, особенно «освобожденным»
крестьянам, о счастье которых Некрасов в этой же поэме писал:

Эй,
счастье мужицкое!
Дырявое с заплатами,
Горбатое с мозолями,

Проваливай домой!

Некрасов начал поэму тотчас же после освобождения
крестьян. Он очень хорошо понимал, что крестьяне по-прежнему
остались под ярмом у помещиков и что, кроме того,

…на место сетей
крепостных
Люди придумали много иных.

В центре своей эпопеи Некрасов
недаром поставил «Савелия, богатыря святорусского», человека огромных сил,
как бы созданного для революционной борьбы. По убеждению Некрасова, таких
богатырей в русском народе очень много:

Ты думаешь, Матренушка,

Мужик — не богатырь?...
……………………………
Цепями руки кручены,
Железом
ноги кованы,
Спина…леса дремучие
Прошли по ней — сломалися…

………………………………
И гнется да не ломится,
Не ломится, не валится…

Ужли не богатырь?

Рядом с Савелием в поэме встают привлекательные
образы русских крестьян: Якима Нагого — вдохновенного защитника чести трудового
народа; Ермила Гирина — деревенского праведника и Матрены Корчагиной, сумевшей
отстоять свое человеческое достоинство в условиях разнузданного произвола
и рабства; Гриши Добросклонова — народного заступника, отдавшего свою жизнь
служению народу и Родине. Самим своим существованием эти люди свидетельствовали,
какая несокрушимая сила сокрыта в народной душе. Можно было не сомневаться,
что у такого народа есть все возможности завоевать себе счастье.

В поэме
очень ярко отражена безрадостная, бесправная, голодная жизнь народа. «Мужицкое
счастье, — с горечью восклицает поэт, — дырявое с заплатами, горбатое
с мозолями! Крестьяне — люди досыта не едавшие, несолоно хлебавшие».

С
сочувствием относится автор к тем крестьянам, которые не мирятся со своим
голодным существованием. Лучшие из них сохранили человечность и способность
к самопожертвованию. Это Матрена Тимофеевна, богатырь Савелий, Яким Нагой, Агап
Петров, староста Влас, семь правдоискателей и другие. У каждого из них своя
задача в жизни, своя причина «искать правду». Правдоискателям видится
для русского народа такое счастье:

Не надо мне ни серебра,
Ни
золота, а дай Господь,
Чтоб землякам моим
И каждому крестьянину

Жилось вольготно, весело
На всей святой Руси!

В Якиме Нагом
представлен характер крестьянского «праведника». Он живет такой же нищенской
жизнью, как и все крестьянство. Яким знает, почему крестьяне так убого и плохо
живут:

У каждого крестьянина
Душа, что туча черная,
Гневна,
грозна — и надо бы
Громам греметь оттудова,
Кровавым лить дождям,
А
все вином кончается.

Ермил Гирин — грамотный мужик, он служил писарем,
прославился на всю округу справедливостью, умом и преданностью народу. Образ
Ермила свидетельствует о тайных огромных силах крестьянства.

Женская
тема в поэме представлена образом жизни Матрены Тимофеевны — простой русской
крестьянки, которую семь странников просят рассказать о себе. Ее жизнь — жизнь
крестьянки той поры. Сначала похоронила радость детских лет, потом быстро
промелькнуло девичество, затем замужество, а далее — горькая участь невестки,
«рабыни мужниной семьи». Некрасов показывает отношение родных мужа к молодой
жене:

А роденька-то Как набросится!
Деверек ее -

Расточихою,
А золовушка —
Щеголихою, Свекр-батюшка —

Тот медведицей, а свекровушка —
Людоедицей
Кто неряхою,
Кто
непряхою…

Трудности семейной жизни, выпавшей на долю Матрены,
определялись не только тем, что родственники мужа были сварливы, но и более
существенными обстоятельствами: «семья была большущая», в женщине постоянно
жил страх голода, пожара, немилости управляющего:

Что год, то дети:
некогда
Ни думать, ни печалиться.
Дай Бог с работой справиться
Да
лоб перекрестить.

Кроме адской работы на нее обрушились другие бедствия:
ужасная смерть первенца сына, голодный год, гроза, дважды пожар, сибирская язва.
Но все это не сломило русскую женщину, она продолжала мужественно переносить
все горести и лишения, растила детей. Любовь к детям стала для  крестьянки самым
главным в жизни. «За них горой стояла я…»
И вспоминает:

Я вырвала
Федотушку,
Да с ног Силантья-старосту И сбила невзначай.


На вопрос, который задан в названии поэмы, в тексте дается однозначный
ответ: жизнь народа беспросветная, тяжелая. И все потому, что народ не желает
восстать, не желает сопротивляться угнетению со стороны помещиков. В народе есть
скрытые силы могучие, но мужик предпочитает топить свое горе в вине. Счастья
в крестьянской жизни нет. Но таков ее уклад.
Категория: Некрасов Н. А. | Добавил: alexlat | Теги: კჯჰ, Сочинения по русской литературе
Просмотров: 1897 | Загрузок: 0 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]