Главная » Файлы » Сочинения по русской литературе » Некрасов Н. А. |
Изображение народа в поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»
13.11.2009, 19:51 | |
Доля народа, Счастье его, Свет и свобода Прежде всего! Н.А. Некрасов Н.А. Некрасов начал писать поэму «Кому на Руси жить хорошо» на сорок втором году жизни, в пору полного расцвета своего дарования. Героем этой поэмы он избрал не все многомиллионное «мужицкое царство», «сермяжную Русь». Такой всенародной поэмы еще не бывало в России. С первого взгляда народная жизнь, изображенная в этой поэме, представляется очень печальной. Уже сами названия деревень — Заплатово, Дырявино, Разутово, Знобишино, Горелово, Неелово, Неурожайка говорят о безрадостном существовании их жителей. Хотя одна из глав поэмы носит название «Счастливые», но на как выясняется из ее содержания, эти «счастливые» глубоко несчастны — это замученные нуждой, больные, голодные люди. И сколько человеческих страданий в той части поэмы, где изображается жизнь крестьянки Матрены. Нет косточки не ломаной, Нет жилочки не тянутой… Так ведает эта крестьянка о своей жизни. Вообще, когда читаешь первые главы поэмы, кажется, что на вопрос, поставленный в ее заголовке: кому на Руси жить хорошо? — можно дать единственный ответ: каждому живется очень плохо, особенно «освобожденным» крестьянам, о счастье которых Некрасов в этой же поэме писал: Эй, счастье мужицкое! Дырявое с заплатами, Горбатое с мозолями, Проваливай домой! Некрасов начал поэму тотчас же после освобождения крестьян. Он очень хорошо понимал, что крестьяне остались под ярмом у помещиков и что, кроме того, …на место сетей крепостных Люди придумали много иных. В центре своей эпопеи Некрасов недаром поставил «Савелия, богатыря святорусского», человека огромных сил, как бы созданного для революционной борьбы. По убеждению Некрасова, таких богатырей в русском народе очень много: Ты думаешь, Матренушка, Мужик — не богатырь?... …………………………… Цепями руки кручены, Железом ноги кованы, Спина…леса дремучие Прошли по ней — сломалися… ……………………………… И гнется да не ломится, Не ломится, не валится… Ужли не богатырь? Рядом с Савелием в поэме встают привлекательные образы русских крестьян: Якима Нагого — вдохновенного защитника чести трудового народа; Ермила Гирина — деревенского праведника и Матрены Корчагиной, сумевшей отстоять свое человеческое достоинство в условиях разнузданного произвола и рабства; Гриши Добросклонова — народного заступника, отдавшего свою жизнь служению народу и Родине. Самим своим существованием эти люди свидетельствовали, какая несокрушимая сила сокрыта в народной душе. Можно было не сомневаться, что у такого народа есть все возможности завоевать себе счастье. В поэме очень ярко отражена безрадостная, бесправная, голодная жизнь народа. «Мужицкое счастье, — с горечью восклицает поэт, — дырявое с заплатами, горбатое с мозолями! Крестьяне — люди досыта не едавшие, несолоно хлебавшие». С сочувствием относится автор к тем крестьянам, которые не мирятся со своим голодным существованием. Лучшие из них сохранили человечность и способность к самопожертвованию. Это Матрена Тимофеевна, богатырь Савелий, Яким Нагой, Агап Петров, староста Влас, семь правдоискателей и другие. У каждого из них своя задача в жизни, своя причина «искать правду». Правдоискателям видится для русского народа такое счастье: Не надо мне ни серебра, Ни золота, а дай Господь, Чтоб землякам моим И каждому крестьянину Жилось вольготно, весело На всей святой Руси! В Якиме Нагом представлен характер крестьянского «праведника». Он живет такой же нищенской жизнью, как и все крестьянство. Яким знает, почему крестьяне так убого и плохо живут: У каждого крестьянина Душа, что туча черная, Гневна, грозна — и надо бы Громам греметь оттудова, Кровавым лить дождям, А все вином кончается. Ермил Гирин — грамотный мужик, он служил писарем, прославился на всю округу справедливостью, умом и преданностью народу. Образ Ермила свидетельствует о тайных огромных силах крестьянства. Женская тема в поэме представлена образом жизни Матрены Тимофеевны — простой русской крестьянки, которую семь странников просят рассказать о себе. Ее жизнь — жизнь крестьянки той поры. Сначала похоронила радость детских лет, потом быстро промелькнуло девичество, затем замужество, а далее — горькая участь невестки, «рабыни мужниной семьи». Некрасов показывает отношение родных мужа к молодой жене: А Деверек ее - Расточихою, А золовушка — Щеголихою, Тот медведицей, а свекровушка — Людоедицей Кто неряхою, Кто непряхою… Трудности семейной жизни, выпавшей на долю Матрены, определялись не только тем, что родственники мужа были сварливы, но и более существенными обстоятельствами: «семья была большущая», в женщине постоянно жил страх голода, пожара, немилости управляющего: Что год, то дети: некогда Ни думать, ни печалиться. Дай Бог с работой справиться Да лоб перекрестить. Кроме адской работы на нее обрушились другие бедствия: ужасная смерть первенца сына, голодный год, гроза, дважды пожар, сибирская язва. Но все это не сломило русскую женщину, она продолжала мужественно переносить все горести и лишения, растила детей. Любовь к детям стала для крестьянки самым главным в жизни. «За них горой стояла я…» И вспоминает: Я вырвала Федотушку, Да с ног На вопрос, который задан в названии поэмы, в тексте дается однозначный ответ: жизнь народа беспросветная, тяжелая. И все потому, что народ не желает восстать, не желает сопротивляться угнетению со стороны помещиков. В народе есть скрытые силы могучие, но мужик предпочитает топить свое горе в вине. Счастья в крестьянской жизни нет. Но таков ее уклад. | |
Просмотров: 1897 | Загрузок: 0 | Комментарии: 2 | |
Всего комментариев: 0 | |
Категории раздела
Пушкин А. С. [79] |
Лермонтов М.Ю. [50] |
Гоголь Н. В. [47] |
Достоевский Ф.М [45] |
Толстой Л.Н. [59] |
Салтыков-Щедрин М. Е. [11] |
Чернышевский Н.Г. [2] |
Некрасов Н. А. [17] |
Островский А. Н. [26] |
Грибоедов А.С. [19] |
Чехов А.П. [40] |
Тургенев И.С. [26] |
Толстой А. Н. [4] |
Куприн А. И. [5] |
Твардовский А.Т. [1] |
Блок А.А. [22] |
Бунин И.А. [20] |
Пастернак Б. Л. [2] |
Шолохов М.А. [11] |
Солженицын А.И. [8] |
Булгаков М.А. [26] |
Горький М. [31] |
Есенин С.А. [16] |
Маяковский В.В. [11] |
Платонов А. П. [6] |
Цветаева М. И. [2] |
Ахматова А.А [12] |
Гончаров И. А [17] |
Бродский И. А. [10] |
Разные [179] |
Сопоставительное сочинения [47] |
Сочинения на свободную тему [29] |
Анненский И.Ф [11] |
Друзья сайта