Главная » Файлы » Сочинения по русской литературе » Некрасов Н. А.

Стихотворение Н. А. Некрасова «Элегия»
13.11.2009, 20:01
Н. А. Некрасов относится к числу тех русских поэтов,
которые всем своим творчеством как бы вели спор с предшествующей литературной
традицией и в то же время сами создавали традицию новую, характеризующую
то время, в которое они творили. Н. А. Некрасов полностью переосмысливает
представление о поэзии, о роли поэта в жизни общества. Но для того, чтобы
спорить с традицией, надо было установить с ней связь. А потому целый
ряд стихотворений Н. А. Некрасова носят явно полемический характер. Таким
становится и одно из лучших, на мой взгляд, стихотворений поэта — «Элегия».


Стихотворение «Элегия» было написано в 1874 году и стало ответом
Н. А. Некрасова на высказывания в адрес поэта многих критиков.

Один
из них писал: «То, что составляло его (Некрасова) любимую тему —
непосредственное описание страданий народа и вообще бедняков, — уже им исчерпано
не потому, что подобная тема сама по себе когда-нибудь могла быть
вполне исчерпана, а потому, что поэт наш стал как-то повторяться,
когда принимается за эту тему». Другой критик высказал мысль, что после 1861
года сама тема кажется устаревшей и несостоятельной. Именно полемикой с такими
высказываниями и можно, на мой взгляд, объяснить начало стихотворения:


Пускай нам говорит изменчивая мода,
Что тема старая — «страдания
народа»
И что поэзия забыть ее должна, —
Не верьте, юноши! не стареет
она.
     
Для своего стихотворения Н. А. Некрасов избирает шестистопный
ямб с парной рифмовкой, то есть александрийский стих — торжественный размер
эпохи классицизма. Это сразу устанавливает ориентацию на высокий уровень стиха
и, кроме того, связь с пушкинской «Деревней». Между двумя стихотворениями
существуют и лексические связи. Сравним у Н. А. Некрасова:
     
...Увы!
пока народы
Влачатся в нищете, покорствуя бичам,
Как тощие стада
по скошенным лугам... —

и у Пушкина:
     
Склонясь на чуждый
плуг, покорствуя бичам,
Здесь рабство тощее влачится по браздам...
     

Это сравнение призвано лишний раз подчеркнуть важность темы и установить
связь времен.

Насущность обращения к этой теме Н. А. Некрасов доказывает
тем, что вводит в «Элегию» описание жизни народа и показывает полнейшую
несостоятельность реформы. И потому стихотворение становится своего рода
декларацией отношения Н. А. Некрасова к теме поэзии и понимания роли поэта: поэт
должен иметь одну цель — служение народу до тех пор, пока народ не будет
счастлив. Некрасов утверждает гражданскую поэзию, поэзию социальную. Не случаен
здесь и выбор жанра: элегия — это традиционный лирический жанр, содержание
которого — любовные переживания лирического героя. Место возлюбленной
у Н. А. Некрасова занимает народ, к нему обращены мысли поэта. Однако эта любовь
остается неразделенной, и отсюда возникает трагичность, свойственная звучанию
стихотворения:
     
Я лиру посвятил народу своему.
Быть может,
я умру неведомый ему,
Но я ему служил — и сердцем я спокоен...
     

В этих фразах опять проявляется связь с А. С. Пушкиным, на этот раз —
со стихотворением «Эхо»:
     
На всякий звук
Свой отклик в воздухе
пустом
Родишь ты вдруг.
Тебе ж нет отзыва...
Таков и ты, поэт!

     
Разница лишь в том, что у Н. А. Некрасова эта тема связывается
непосредственно с народом, конкретизируется и сам смысл сравнения:
     

...Но тот, о ком пою в вечерней тишине,
Кому посвящены мечтания поэта, —

Увы! не внемлет он — и не дает ответа...

«Не дает ответа» —
это явная ориентация на лирическое отступление из финальной части поэмы Гоголя
«Мертвые души». Не только народ — но и вся Русь — вот та неизменная возлюбленная
Н. А. Некрасова, которой посвящены лучшие произведения поэта.
Категория: Некрасов Н. А. | Добавил: alexlat
Просмотров: 545 | Загрузок: 0 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]