Главная » Файлы » Сочинения по русской литературе » Гоголь Н. В. |
Образ города в поэме Гоголя Н.В. «Мертвые души».
21.06.2012, 00:57 | |
Образ города в поэме Гоголя Н.В. «Мертвые души». Пространственные характеристики в структуре произведения имеют немалое значение. Оппозиционная открытость (или закрытость) дает возможность читателю увидеть изображаемый мир таким , каким его представляет автор. Город как место , где живут люди , чаще всего в художественной литературе изображается как мир , характеризующий образ жизни, отношения обитателей города друг к другу. Город NN , в который приезжает Чичиков , оказывается выбран им не случайно: город-абстракция, город в желто-серых тонах, город , в котором нет места «живой душе», является идеальным для плутовства Павла Ивановича Чичикова. С самого начала город детально материален: он весь «из обыкновенных предметов». Недаром Гоголь говорит о том, что «в городе NN было все , как везде». Примечательным является посещение Чичиковым городского сада: «чахлые деревья» в нем подперты выкрашенными зеленой масляной краской треугольниками, но тем не менее в городской газете утверждается , что эти деревья дают благодатную тень. Поистине , мир абсурда , в котором вместо зеленой листвы - выкрашенные зеленой краской подпорки, а «чахлые дерева» выдаются за зеленый , дающий тень сад. Мир , изображаемый Гоголем, соответствует обитателям этого мира: «чахлые дерева» вполне могут давать тень «маленьким людям», «мертвым душам». Не менее странен Храм Фемиды , трехэтажное здание , возвышающееся среди одно-, полутора-, двухэтажных строений города и отличающееся белизной стен.Ослепительная чистота как бы подчеркивает соответствие высоте «названия» (Храм Фемиды). Но мы оказываемся внутри ... и постепенно понимаем , что внешний лоск - это лишь своеобразное прикрытие грязи и беззакония , а вместо Фемиды на пьедестале - госпожа Взятка, (а в получении взяток чиновники -жрецы преуспели чрезвычайно). Мир чистоты и правды оказывается основан , на самом деле, на обмане. А главное, что взяточничество , очковтирательство воспринимаются как норма жизнесуществования. В «мертвом», абсурдном городе живут люди , достойные места своего обитания: не случайно Чичиков на балу в доме губернатора видит их как непрозрачную толпу, а на вечеринке автор сравнивает их суету с бесполезностью мух, снующих по рафинаду. В городе , где губернатор вышивает по тюлю, чиновники берут взятки, на вывесках - глупые надписи («Иностранец Василий Федоров»), нет места капитану Копейкину , а героем , порядочным человеком считается плут и обманщик Павел Иванович Чичиков. В городе «мертвых душ» возможна дьявольская сделка господина средней руки, покупающего «души» не только крестьян, но и горожан , увидевших в Чичикове «героя дня» , а не обманщика и пройдоху. Порстранство в поэме оказывается важным , конституирующим признаком , обзначающим не только авторскую характеристику , но и позволяющим определить отношение к обозначаемому читателю : мертвенность мира не может вызвать оптимизма , серость отвращает , низменность желаний людей характеризует их образ жизни. | |
Просмотров: 4765 | Загрузок: 0 | |
Всего комментариев: 0 | |
Категории раздела
Пушкин А. С. [79] |
Лермонтов М.Ю. [50] |
Гоголь Н. В. [47] |
Достоевский Ф.М [45] |
Толстой Л.Н. [59] |
Салтыков-Щедрин М. Е. [11] |
Чернышевский Н.Г. [2] |
Некрасов Н. А. [17] |
Островский А. Н. [26] |
Грибоедов А.С. [19] |
Чехов А.П. [40] |
Тургенев И.С. [26] |
Толстой А. Н. [4] |
Куприн А. И. [5] |
Твардовский А.Т. [1] |
Блок А.А. [22] |
Бунин И.А. [20] |
Пастернак Б. Л. [2] |
Шолохов М.А. [11] |
Солженицын А.И. [8] |
Булгаков М.А. [26] |
Горький М. [31] |
Есенин С.А. [16] |
Маяковский В.В. [11] |
Платонов А. П. [6] |
Цветаева М. И. [2] |
Ахматова А.А [12] |
Гончаров И. А [17] |
Бродский И. А. [10] |
Разные [179] |
Сопоставительное сочинения [47] |
Сочинения на свободную тему [29] |
Анненский И.Ф [11] |
Друзья сайта