Главная » Файлы » Сочинения по русской литературе » Гоголь Н. В.

Образ города в поэме Гоголя Н.В. «Мертвые души».
21.06.2012, 00:57
Образ города в поэме Гоголя Н.В. «Мертвые души».


Пространственные характеристики в структуре произведения имеют немалое значение. Оппозиционная открытость (или закрытость) дает возможность читателю увидеть изображаемый мир таким , каким его представляет автор.
Город как место , где живут люди , чаще всего в художественной литературе изображается как мир , характеризующий образ жизни, отношения обитателей города друг к другу.
Город NN , в который приезжает Чичиков , оказывается выбран им не случайно: город-абстракция, город в желто-серых тонах, город , в котором нет места «живой душе», является идеальным для плутовства Павла Ивановича Чичикова.
С самого начала город детально материален: он весь «из обыкновенных предметов». Недаром Гоголь говорит о том, что «в городе NN было все , как везде».
Примечательным является посещение Чичиковым городского сада: «чахлые деревья» в нем подперты выкрашенными зеленой масляной краской треугольниками, но тем не менее в городской газете утверждается , что эти деревья дают благодатную тень. Поистине , мир абсурда , в котором вместо зеленой   листвы - выкрашенные зеленой краской подпорки, а «чахлые дерева» выдаются за зеленый , дающий тень сад.
Мир , изображаемый Гоголем, соответствует обитателям этого мира: «чахлые дерева» вполне могут давать тень «маленьким людям», «мертвым душам».
Не менее странен Храм Фемиды , трехэтажное здание , возвышающееся среди одно-, полутора-, двухэтажных строений города и отличающееся белизной стен.Ослепительная чистота  как бы подчеркивает соответствие высоте «названия» (Храм Фемиды).
Но мы оказываемся внутри ... и постепенно понимаем , что внешний лоск - это лишь своеобразное прикрытие грязи и беззакония , а вместо Фемиды на пьедестале - госпожа Взятка, (а в получении взяток чиновники -жрецы преуспели чрезвычайно).
Мир чистоты и правды оказывается основан , на самом деле, на обмане. А главное, что взяточничество , очковтирательство воспринимаются как норма жизнесуществования.
В «мертвом», абсурдном городе живут люди , достойные места своего обитания: не случайно Чичиков на балу в доме губернатора видит их как непрозрачную толпу, а на вечеринке автор сравнивает их суету с бесполезностью мух, снующих по рафинаду.
В городе , где губернатор вышивает по тюлю, чиновники берут взятки, на вывесках - глупые надписи («Иностранец Василий Федоров»), нет места капитану Копейкину , а героем , порядочным человеком считается плут и обманщик Павел Иванович Чичиков. В городе «мертвых душ» возможна дьявольская сделка господина средней руки, покупающего «души» не только крестьян, но и горожан , увидевших в Чичикове «героя дня» , а не обманщика и пройдоху.
Порстранство  в поэме оказывается важным , конституирующим признаком , обзначающим не только авторскую характеристику , но и позволяющим определить отношение к обозначаемому читателю : мертвенность мира не может вызвать оптимизма , серость отвращает , низменность желаний людей характеризует их образ жизни.

Категория: Гоголь Н. В. | Добавил: alexlat
Просмотров: 4765 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 4.3/7
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]