Главная » Файлы » Сочинения по русской литературе » Гоголь Н. В.

Особенности сюжета и композиции поэмы Гоголя «Мертвые души».
21.06.2012, 00:58
Особенности сюжета и композиции поэмы Гоголя «Мертвые души».


Приступая к работе над поэмой «Мертвые души», Гоголь писал , что ему хочется в этом напрвлении «показать хотя бы с одного бока всю Русь». Так писатель определил свою главную задачу и идейный замысел поэмы. Для осуществления столь грандиозной темы ему понадобилось создать оригинальное по форме и содержанию произведение.
Захваченный удивительной работой , окрыленный и одухотворенный , писатель приходит в восторг от своей задумки и делится своей радостью с друзьями. Так , в 1836,когда были написаны лишь начальные строки произведения, он пишет Жуковскому : «Какой огромный , какой оригинальный сюжет ! Вся Русь явится в нем!»
В своей книге писатель создает иллюзию объемности. Поэма воспринимается не только протекающей во времени, что свойственно всем произведениям художественной литературы . Она как бы расположена в пространстве , что характерно для произведений живописных.  Причем, как в любом живописном полотне , здесь можно выделить фон , который статичен и не меняется на протяжении всего произведения. Это жизнь города N. Помещечьи усадьбы и галерея разнообразных помещиков - это второй план картины. Они тоже статичны , замерли именно в том виде и тех позах , в каких увидел их автор. Движение происходит лишь на первом плане этого живописного полотна, где вырисовывается движущаяся фигура Чичикова, путешествующего по городу , по помещечьим усадьбам.
Поэма имеет кольцевую композицию , которая отличается своеобразием и не повторяет подобной композиции , скажем романа Лермонтова «Герой нашего времени» или гоголевского «Ревизора». Она обрамляется действием первой и одиннадцатой глав : Чичиков въезжает в город и выезжает из него.
Экспозиция, традиционно располагающаяся в начале произведения, в «Мертвых душах» перенесена в конец. Таким образом, одиннадцатая глава является как бы неформальным началом поэмы и формальным ее концом.  Поэма же начинается с развития действия : Чичиков начинает свой путь к «приобретению».
Несколько необычным выглядит и жанр произведения, который сам автор определяет как эпическую поэму. Высоко оценив художественные достоинства «Мертвых душ» , Белинский недоумевал,почему Гоголь назвал это произведение поэмой : «Этот роман, почему-то названный автором поэмой, представлят собой произведение , столь же национальное , сколько и высоко художественное». Все встает на свои места , если вспомнить , что в Древней Греции поэмами назвались  эпические произведения , в которых изображалась жизнь всей страны и борьба всего народа. Задача , которую определяет сам автор, - «показать всю Русь»- позволяет Гоголю назвать «Мертвые души» поэмой. Её главный герой отнюдь не Чичиков , а собирательный образ Родины , той России , которую увидел автор, путешествуя вместе с Чичиковым.
Построение «Мертвых душ» отличается логичностью и последовательностью. Каждая глава завершена тематически, она имеет свое задание и свой предмет изображения. Кроме того, некоторые из них имеют сходную композицию , например, главы, посвященные характеристике помещиков. Они начинаются с описания пейзажа , усадьбы, дома и быта , внешности героев, затем показан обед , где герой уже действует. И завершение этого действия - отношение помещика к продаже  мертвых душ. Такое построение глав давало возможность Гоголю показать , как на почве крепостничества складывались разные типы помещиков и как крепостное право во второй четверти 19 века , в связи с ростом капиталистических сил , приводило помещечий класс к экономическому  и моральному упадку.
В противовес  авторскому тяготению к логике «мертвых душ» повсюду бьет в глаза абсурд и алогизм. По принципу алогизма выстроены многие образы поэмы , абсурдны действия и поступки героев. Стремление объяснить факты и явления на каждом шагу сталкивается с не объяснимым и не контролируемым разумом. Гоголь показывает свою Русь , и эта Русь абсурдна. Безумие здесь заменяет здравый смысл и твердый расчет, ничего нельзя объяснить до конца , и жизнью управляет нелепица. Никто не сможет ответить , почему копит добро Плюшкин; почему никому не ведомый человек имеет такую небывалую фамилию - Доезжай - не - доедешь; почему почтмейстер решил , что Чичиков - это капитан Копейкин. Такие «почему» встречаются в поэме на каждой странице.
Последовательность и рациональность нарушаются непоследовательностью и алогичностью самого предмета обсуждения. Сама идея купли-продажи не алогична , но внутри данной, конкретной ситуации вновь происходит отступление от «нормального» уровня. Ведь Чичиков торгует ничем, покупает ничто,а между тем операция сулит ему реальное , осязаемое богатство.
К контексте всего произведения, в понимании его замысла, в композиции и развитии сюжета большое значение имеют вставные новеллы и авторские отступления. Очень важную роль играет «Повесть о капитане Копейкине». Не связанная по своему содержанию с основным сюжетом, она продолжает и углубляет сквозную тему поэмы - тему омертвения души , царства мертвых душ. В других авторских отступлениях перед нами появляется писатель - гражданин, понимающий и чувствующий всю силу своей ответственности , страстно любящий свою Родину и страдающий душой от безобразия и беспорядков, которые окружают его и которые творятся повсюду.
Содержание первого тома Гоголь обобщает в маленькой лаконичной притче  о Кифе Мокиевиче и Мокии Кифовиче.Она приобретает особое , ключевое значение для восприятия всей поэмы. Ее герои вырастают в символ абстрактного значения, они концентрируют в себе черты и свойства всех других персонажей «Мертвых душ».
Мыслитель Кифа Мокиевич олицетворяет слащавого мечтателя Манилова , проекты которого лишены всякого здравого смысла и реальной основы. За богатырскими похождениями Мокия Кифовича, который «ни за что не умел взяться слегка: все или рука у кого-нибудь затрещит , или волдырь вскочит на чьем-нибудь носу», видятся богатырские подвиги неуклюжего Собакевича, совершаемые исключительно за столом : то целый бараний бок съест за один присест , то мог с осетром так искусно и быстро расправиться , что даже хозяин засомневается , а подавали ли этот самый осетровый бок.
Макрокомпозиция поэмы «Мертвые души» , то есть композиция всего задуманного произведения , подсказана Гоголю бессмертной «Божественной комедией» Данте : первый том - ад крепостнической действительности , царство мертвых душ; второй - чистилище; третий - рай. Этот замысел остался неосуществленным . Ведь, написав первый том , Гоголь не поставил точки, в поэме нет экспозиции , она осталась за горизонтом неоконченного произведения. Не смог писатель провести своего героя через чистилище и показать русскому читателю грядущий рай , о котором мечтал всю жизнь.                       

Категория: Гоголь Н. В. | Добавил: alexlat
Просмотров: 1379 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]