Главная » Файлы » Сочинения по русской литературе » Гоголь Н. В.

Тема Петербурга в произведениях Н. В. Гоголя
13.11.2009, 18:12
К теме Петербурга обращались многие поэты и писатели.
В русской литературе этот город с момента своего возникновения воспринимался
не только как новая столица, но и как символ новой России, символ ее будущего.
Однако отношение к Петербургу в русском сознании всегда было двойственным. Одни
видели в нем гордый «град Петров», другие — проклятый город, случайно возникший
над водной бездной наперекор стихии и разуму. А. С. Пушкин одним из первых
показал противоречивый облик Петербурга, «города пышного, города бедного».
В поэме «Медный всадник» северная столица, ставшая памятником дерзновенным
замыслам великого императора, отнимает последнюю надежду у Евгения. За парадной
пышностью Петербурга скрывается холодный, жестокий мир человеческого бесправия.
Город равнодушен к судьбе «маленького человека».

Эта мысль получила
блестящее развитие в творчестве Н. В. Гоголя. Автор «Носа», «Записок
сумасшедшего», «Невского проспекта», «Шинели» создал художественный образ
столицы, в котором выражена социальная и нравственная суть города. Гоголевский
Петербург — город нищих чиновников, мастеровых, бедного люда — противостоит
парадному блеску Невского проспекта. Красота главной улицы призрачна
и обманчива. Она не может скрыть нищеты и трагизма жизни большей части города,
ужасной изнанки столицы. «О, не верьте этому Невскому проспекту!.. Все обман,
все мечта, все не то, чем кажется!» — восклицает Н. Гоголь. За внешней
нарядностью всегда чисто подметенных тротуаров Невского проспекта, по которому
движутся вереницы карет и потоки щегольски разодетых прохожих, прячутся разбитые
мечты, утраченные иллюзии, искалеченные человеческие судьбы. Кончает жизнь
самоубийством художник Пискарев, не выдержавший столкновения с реальным
Петербургом. В городе, где ценятся только богатства и чины, где торжествует
самодовольная пошлость, гибнет талант еще одного художника — Чарткова,
растратившего впустую свой великий дар, променявшего вдохновение на кошелек,
туго набитый монетами.

Но враждебнее всего относится Петербург
к «маленькому человеку». В «Записках сумасшедшего» Н.В. Гоголь словами одного
из обездоленных героев, чиновника Поприщина, раскрывает противоречивость
и несправедливость общественного устройства: «Все, что есть лучшего на свете,
все достается или камер-юнкерам, или генералам». Атмосфера
безразличия и жестокости сводит Поприщина с ума. Но его сознание настолько
искажено ложными ценностями Петербурга, что в своих болезненных мечтах он видит
себя таким же, как те, по чьей вине приходится страдать бедным чиновникам.
Поприщин сам хочет распоряжаться человеческими жизнями, стремится попасть в ранг
тех, кому «все позволено». Его воспаленный ум рождает образ Фердинанда VIII,
с которым герой отождествляет себя.

Не менее драматична судьба другого
петербургского жителя — Акакия Акакиевича Башмачкина, «вечного титулярного
советника», в котором бессмысленная канцелярская служба убила всякую живую
мысль. Единственная цель его жизни — новая шинель. Он думает о ней, как иной
человек — о любви, о семье. Ради нее герой идет на лишения и полуголодное
существование. Не было человека счастливее Акакия Акакиевича, когда портной
принес ему шинель. Но радость оказалась недолгой: ночью его ограбили. Никто
из окружающих не принимает участия в несчастливом чиновнике. Напрасно ищет
помощи Башмач-кин и у «значительного лица». Одинокий, отвергнутый
всеми, доведенный до отчаяния, он умирает от простуды. Причина его болезни
не холод петербургской зимы, а, скорее, людское равнодушие. Преступное
бессердечие проявляет Петербург и к капитану Копейкину. Общество оказалось
черствым и бездушным по отношению к герою Отечественной войны 1812 года,
инвалиду, лишившемуся всех средств к существованию.

Петербург
Н. В. Гоголя — это город, в котором фантастическое и реальное находятся
в неразрывном единстве. Здесь возможны самые необыкновенные происшествия.
Исчезнувший нос майора Ковалева живет собственной жизнью и к тому же имеет более
высокий чин, чем его хозяин. Все сдвинуто в мире. Всюду царит хаос, рушатся
привычные представления о добре и зле, главным достоинством становится не честь,
а чин. Город способен унизить человека до того уровня, когда он уже перестает
замечать степень своего падения. Пирогов остается самодовольным, не смущаясь
поркой, устроенной ему за волокитство. В. Белинский писал: «Пискарев и Пирогов —
какой контраст!.. О, какой смысл скрыт в этом контрасте! И какое действие
производит этот контраст! Пискарев и Пирогов, один в могиле, другой — доволен
и счастлив, даже после неудачного волокитства и ужасных побоев!» Таков
Петербург, город «крестов и звезд»: лучшие погибают, пошлые и ограниченные
процветают.

Очень точно подмечает А. Герцен одну важную особенность
северной столицы: «В судьбе Петербурга есть что-то трагическое,
мрачное, величественное». Эта мысль приходит на ум при знакомстве
с произведениями Н. В. Гоголя.
Категория: Гоголь Н. В. | Добавил: alexlat
Просмотров: 617 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]