Главная » Файлы » Сочинения по русской литературе » Разные

Анализ стихотворения ?Клевета?
02.04.2012, 18:16
 
Анализ стихотворения "Клевета"
Стихотворение Ахматовой "Клевета" было написано в 1922 году. Оно вошло в цикл стихов "Anno Domini". В то время в России было много таких людей, "безвинно виноватых" только потому, что они были жёнами, детьми, братьями и сёстрами так называемых врагов народа. Их никто не признавал и никто не подавал им руки при встрече. Но никто из этих людей не сумел поэтически описать трагедию отвергнутого человека так, как это сделала Анна Ахматова в стихотворении "Клевета.
"И всюду клевета сопутствовала мне" - это звучит, как зловещий приговор для дальнейшего повествования.
"Её ползучий шаг я слышала во сне". Все это вызывает у нас самые мерзкие и отвратительные ассоциации. Ахматова олицетворяет клевету, сравнивая её с ползучим пресмыкающимся.
И в мертвом городе под беспощадным небом,
Скитаясь наугад за кровом и за хлебом.
Это оксюморонное выражение "мертвый город" помогает нам почувствовать весь ужас одиночества героини. Для неё город мёртв, потому что в нём нет ни единой родственной души. Во всех глазах лишь предательство, страх и горящий отблеск клеветы. И этот горящий блеск показывает нам огонь - символ не только жизни, но и символ уничтожения и пожиратель всего живого.
И сразу же на этот "вызов новый" наша лирическая героиня противостоит всему этому ужасу.
Я не боялась её. На каждый вызов новый
Есть у меня ответ достойный и суровый.
Но есть ли на самом деле этот "достойный ответ"?
Здесь у Ахматовой противоречие самой себе, так как последующие строки полны смирения и покорности.
Но неизбежный день уже предвижу я, -
На утренней заре придут ко мне друзья
И мой сладчайший сон рыданьем потревожат...
Поэтесса намеренно называет смерь "сладчайшим сном", так как это избавление от суровой действительности под "под беспощадным небом" в "мёртвом городе".
Никем не знаема тогда она войдет,
В моей крови её неутоленный рот
Считать не устаёт небывшие обиды,
Вплетая голос свой в моленья панихиды.
Иссякла последняя капля жизни, нарушены покой и умиротворённость, достигнутые моленья панихиды.
И дальше она пишет:
И станет внятен всем её постыдный бред
Чтоб на соседа глаз не мог поднять сосед,
Чтобы в последний раз душа моя горела.
Горело не только тело живого человека, но и душа, продолжая мучаться в неземных муках, но "земным бессмыслием", "летя в рассветной мгле".
Ахматова пишет в одном стихотворении:
А в книжках я последнюю страницу
Всегда любила больше всех других.
И в её собственных стихах именно концовка или последняя строка часто имеет особую жизнь, и они начинают излучать энергию.
Вот и здесь в последней строке сосредоточена вся суть, вся идея и весь замысел.
Чтобы в последний раз душа моя горела
Земным бессилием, летя в рассветной мгле,
И дикой жалостью к оставленной земле.
Последняя строчка звучит как гимн любви и жизни, которая, несмотря ни на что, даже на вынужденный уход, есть самая высшая ценность, так как душа "горела" "дикой жалостью к оставленной земле".
Личная драма лирической героини показана через философский мир вечной борьбы добра со злом, человека с обстоятельствами.
Это стихотворение небольшое, всего 22 строчки, но очень ёмкое и познавательное. Поэтесса использует в стихотворении образные эпитеты: "сон сладчайший", "город мёртвый", "беспощадное небо". Есть здесь метафора и оксюморон: "душа горела", "мёртвый город".
Местоимение "я", неоднократно повторяющееся по ходу повествования, усиливает эмоции и глубину переживания: "я не боюсь её", "есть у меня", "предвижу я", "придут ко мне", "мой сон", "душа моя". Чувствуется огромное одиночество человека. Рифмовка парная, мужская. Кажущаяся простота стихотворения несёт в себе глубокий смысл: небом - хлебом. Символ возвышенного, духовного сочетается с символом земного, насущного. Глаза - страх, тело - горело, мгле - земле, обиды - панихиды отражают суть всего произведения.
Чтобы показать всю мерзость и сущность клеветы, и сравнить её с ползущим пресмыкающимся Ахматова использует чередования каких букв как: з, ш, с, ч.
Её ползучий шаг я слышала во сне.
Это стихотворение как нельзя лучше показывает незащищенность души лирической героини перед невзгодами жизни, хотя она восклицает "Я не боюсь её".

Вывод
Анна Ахматова - достойная дочь серебряного века. Её вклад в культуру русского стиха XX века значителен и огромен.
Гениальность любого поэта состоит в его умении предельно ясно обнажить свою душу, попытке сродниться с читателем, увлечь его и быть с ним на равных. Ведь поэт берет на себя ответственность сказать не только за себя, но и за читателя, обобщить раскрыть те истины, которые доступны всем, но не всякому подвластны. Стихи Ахматовой близки нам. Они написаны женщиной бессильной и сильной в слабости своей, отвергнутой и любимой, бесстрашной и побежденной, мятежной и смиренной.
Из этих противоречий состоит не только поэтическое обаяние А. Ахматовой, но и обаяние её как личности. На её хрупкие женские плечи выпали огромные жизненные испытания. Она не только выдержала их, но и продолжала творить, перебросив поэтический мостик из девятнадцатого века в двадцатый.
В ощущении судьбы, которое появилось уже у ранней Ахматовой и которое стало одним из главных залогов становления Ахматовой зрелой, есть действительно замечательное свойство. Оно зиждется на исконной национальной особенности - чувстве сопричастности миру, сопереживаемости с миром и ответственности перед ним, - получающей в новых общественных условиях и острый нравственный смысл: моя судьба - судьба страны, судьба народа - история. В автобиографическом отрывке в третьем лице, уже как бы глядя на себя постороннее и, обдумывая себя в истории, Ахматова сказала: "...поздняя Ахматова выходит их жанра "любовного дневника" ("Четки") - жанра, в котором она не знает соперников и который она оставила, может быть, даже с некоторым опасением и оглядкой, и переходит на раздумья о роли и судьбе поэты, о ремесле, на легко набросанные широкие полотна. Появляется острое ощущение истории". Именно это ощущение проникает в "поздние" книги Ахматовой, "книги женской души", книги человеческой души.
Памятником страшной эпохе стал "Реквием", посвященный самым "проклятым датам" массовых убийств, когда вся страна превратилась в единую очередь в тюрьму, когда каждая личная трагедия сливалась с национальной. Ахматова и стала голосом национальной трагедии:
Звёзды смерти стояли над нами,
И безвинная корчилась Русь
Под кровавыми сапогами
И под крышами чёрных Марусь.
Голос Ахматовой стал голосом всего русского народа, голосом его совести, его веры, его правды.
Категория: Разные | Добавил: alexlat
Просмотров: 589 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]