Главная » Файлы » Сочинения по русской литературе » Разные |
Анализ стихотворения ?Клевета?
02.04.2012, 18:16 | |
Анализ стихотворения "Клевета" Стихотворение Ахматовой "Клевета" было написано в 1922 году. Оно вошло в цикл стихов "Anno Domini". В то время в России было много таких людей, "безвинно виноватых" только потому, что они были жёнами, детьми, братьями и сёстрами так называемых врагов народа. Их никто не признавал и никто не подавал им руки при встрече. Но никто из этих людей не сумел поэтически описать трагедию отвергнутого человека так, как это сделала Анна Ахматова в стихотворении "Клевета. "И всюду клевета сопутствовала мне" - это звучит, как зловещий приговор для дальнейшего повествования. "Её ползучий шаг я слышала во сне". Все это вызывает у нас самые мерзкие и отвратительные ассоциации. Ахматова олицетворяет клевету, сравнивая её с ползучим пресмыкающимся. И в мертвом городе под беспощадным небом, Скитаясь наугад за кровом и за хлебом. Это оксюморонное выражение "мертвый город" помогает нам почувствовать весь ужас одиночества героини. Для неё город мёртв, потому что в нём нет ни единой родственной души. Во всех глазах лишь предательство, страх и горящий отблеск клеветы. И этот горящий блеск показывает нам огонь - символ не только жизни, но и символ уничтожения и пожиратель всего живого. И сразу же на этот "вызов новый" наша лирическая героиня противостоит всему этому ужасу. Я не боялась её. На каждый вызов новый Есть у меня ответ достойный и суровый. Но есть ли на самом деле этот "достойный ответ"? Здесь у Ахматовой противоречие самой себе, так как последующие строки полны смирения и покорности. Но неизбежный день уже предвижу я, - На утренней заре придут ко мне друзья И мой сладчайший сон рыданьем потревожат... Поэтесса намеренно называет смерь "сладчайшим сном", так как это избавление от суровой действительности под "под беспощадным небом" в "мёртвом городе". Никем не знаема тогда она войдет, В моей крови её неутоленный рот Считать не устаёт небывшие обиды, Вплетая голос свой в моленья панихиды. Иссякла последняя капля жизни, нарушены покой и умиротворённость, достигнутые моленья панихиды. И дальше она пишет: И станет внятен всем её постыдный бред Чтоб на соседа глаз не мог поднять сосед, Чтобы в последний раз душа моя горела. Горело не только тело живого человека, но и душа, продолжая мучаться в неземных муках, но "земным бессмыслием", "летя в рассветной мгле". Ахматова пишет в одном стихотворении: А в книжках я последнюю страницу Всегда любила больше всех других. И в её собственных стихах именно концовка или последняя строка часто имеет особую жизнь, и они начинают излучать энергию. Вот и здесь в последней строке сосредоточена вся суть, вся идея и весь замысел. Чтобы в последний раз душа моя горела Земным бессилием, летя в рассветной мгле, И дикой жалостью к оставленной земле. Последняя строчка звучит как гимн любви и жизни, которая, несмотря ни на что, даже на вынужденный уход, есть самая высшая ценность, так как душа "горела" "дикой жалостью к оставленной земле". Личная драма лирической героини показана через философский мир вечной борьбы добра со злом, человека с обстоятельствами. Это стихотворение небольшое, всего 22 строчки, но очень ёмкое и познавательное. Поэтесса использует в стихотворении образные эпитеты: "сон сладчайший", "город мёртвый", "беспощадное небо". Есть здесь метафора и оксюморон: "душа горела", "мёртвый город". Местоимение "я", неоднократно повторяющееся по ходу повествования, усиливает эмоции и глубину переживания: "я не боюсь её", "есть у меня", "предвижу я", "придут ко мне", "мой сон", "душа моя". Чувствуется огромное одиночество человека. Рифмовка парная, мужская. Кажущаяся простота стихотворения несёт в себе глубокий смысл: небом - хлебом. Символ возвышенного, духовного сочетается с символом земного, насущного. Глаза - страх, тело - горело, мгле - земле, обиды - панихиды отражают суть всего произведения. Чтобы показать всю мерзость и сущность клеветы, и сравнить её с ползущим пресмыкающимся Ахматова использует чередования каких букв как: з, ш, с, ч. Её ползучий шаг я слышала во сне. Это стихотворение как нельзя лучше показывает незащищенность души лирической героини перед невзгодами жизни, хотя она восклицает "Я не боюсь её". Вывод Анна Ахматова - достойная дочь серебряного века. Её вклад в культуру русского стиха XX века значителен и огромен. Гениальность любого поэта состоит в его умении предельно ясно обнажить свою душу, попытке сродниться с читателем, увлечь его и быть с ним на равных. Ведь поэт берет на себя ответственность сказать не только за себя, но и за читателя, обобщить раскрыть те истины, которые доступны всем, но не всякому подвластны. Стихи Ахматовой близки нам. Они написаны женщиной бессильной и сильной в слабости своей, отвергнутой и любимой, бесстрашной и побежденной, мятежной и смиренной. Из этих противоречий состоит не только поэтическое обаяние А. Ахматовой, но и обаяние её как личности. На её хрупкие женские плечи выпали огромные жизненные испытания. Она не только выдержала их, но и продолжала творить, перебросив поэтический мостик из девятнадцатого века в двадцатый. В ощущении судьбы, которое появилось уже у ранней Ахматовой и которое стало одним из главных залогов становления Ахматовой зрелой, есть действительно замечательное свойство. Оно зиждется на исконной национальной особенности - чувстве сопричастности миру, сопереживаемости с миром и ответственности перед ним, - получающей в новых общественных условиях и острый нравственный смысл: моя судьба - судьба страны, судьба народа - история. В автобиографическом отрывке в третьем лице, уже как бы глядя на себя постороннее и, обдумывая себя в истории, Ахматова сказала: "...поздняя Ахматова выходит их жанра "любовного дневника" ("Четки") - жанра, в котором она не знает соперников и который она оставила, может быть, даже с некоторым опасением и оглядкой, и переходит на раздумья о роли и судьбе поэты, о ремесле, на легко набросанные широкие полотна. Появляется острое ощущение истории". Именно это ощущение проникает в "поздние" книги Ахматовой, "книги женской души", книги человеческой души. Памятником страшной эпохе стал "Реквием", посвященный самым "проклятым датам" массовых убийств, когда вся страна превратилась в единую очередь в тюрьму, когда каждая личная трагедия сливалась с национальной. Ахматова и стала голосом национальной трагедии: Звёзды смерти стояли над нами, И безвинная корчилась Русь Под кровавыми сапогами И под крышами чёрных Марусь. Голос Ахматовой стал голосом всего русского народа, голосом его совести, его веры, его правды. | |
Просмотров: 640 | Загрузок: 0 | |
Всего комментариев: 0 | |
Категории раздела
Пушкин А. С. [79] |
Лермонтов М.Ю. [50] |
Гоголь Н. В. [47] |
Достоевский Ф.М [45] |
Толстой Л.Н. [59] |
Салтыков-Щедрин М. Е. [11] |
Чернышевский Н.Г. [2] |
Некрасов Н. А. [17] |
Островский А. Н. [26] |
Грибоедов А.С. [19] |
Чехов А.П. [40] |
Тургенев И.С. [26] |
Толстой А. Н. [4] |
Куприн А. И. [5] |
Твардовский А.Т. [1] |
Блок А.А. [22] |
Бунин И.А. [20] |
Пастернак Б. Л. [2] |
Шолохов М.А. [11] |
Солженицын А.И. [8] |
Булгаков М.А. [26] |
Горький М. [31] |
Есенин С.А. [16] |
Маяковский В.В. [11] |
Платонов А. П. [6] |
Цветаева М. И. [2] |
Ахматова А.А [12] |
Гончаров И. А [17] |
Бродский И. А. [10] |
Разные [179] |
Сопоставительное сочинения [47] |
Сочинения на свободную тему [29] |
Анненский И.Ф [11] |
Друзья сайта