Главная » Файлы » Сочинения по русской литературе » Разные |
Человек в лирике Тютчева
22.06.2012, 00:16 | |
«Приди на помощь моему неверью...» (Человек в лирике Тютчева: меж отчаяньем и верой) I. Первый биограф поэта И. С. Аксаков видел тра¬гедию существования Тютчева в том, что «он не находил ни успокоения своей мысли, ни мира своей душе. Вера, признаваемая умом, призывае¬мая сердцем, не владела ими всецело, не управля¬ла волей, недостаточно освещала жизнь, а потому не вносила в нее ни гармонии, ни единства...». И. Впусти меня! — Я верю, Боже мой! Приди на помощь моему неверью!.. Утрата ясного и цельного смысла человеческой жизни, трагическая раздвоенность, разлад меж сердцем и умом — вот удел человека в век «рас¬тления не плоти, но духа». Стремясь душой в верхний, горний мир, человек, «царь земли», «прирос к земли»: К крылам души, парящим над землею, Не скоро нам телесные найти... Здесь, на земле, человек погружен в «буйную сле¬поту страстей». «Ужасно, несказанно ужасно для человеческого сердца отказаться навсегда от сча¬стия» (Из письма Тютчева Жуковскому). Путь человека в этом мире — через отчаяние, соединенное со страстной жаждой веры, к смире¬нию и Свету Божественной истины. Стихи: «И чувства нет в твоих очах...», «Не знаю я, коснется ль благодать...», «Наш век», «Все, что сберечь мне удалось...», «Не рассуждай, не хлопочи!..», «Пошли, Господь, свою отраду...», «Когда на то нет Божьего согласья...», «Про-блеск», «12 апреля 1865», «Памяти В. А. Жуков¬ского», «При посылке Нового Завета». III. Чертог Твой, Спаситель, я вижу, украшен, Но одежд не имею, да вниду в него. <двустишие апреля 1872 г «Я вспомнил время золотое...» (Два стихотворения Ф. И. Тютчева) «Есть три эпохи у воспоминаний» — так начина¬ется шестая из «Северных элегий» Анны Ахматовой. И далее — образный, но психологически очень точ¬ный, даже жесткий, анализ этих «трех эпох»: И первая — как бы вчерашний день. Душа под сводом их благословенным... Но это продолжается недолго... Уже не свод над головой, а где-то В глухом предместье дом уединенный... И вот когда горчайшее приходит: Мы сознаем, что не могли б вместить То прошлое в границы нашей жизни... Встреча с прошлым — может быть, одно из самых тяжких испытаний для человека. Вот и Владимир На¬боков молится о том, чтобы не сойтись «в тусклый ве¬чер на утоптанной обочине» со своей первой любовью: Но если встретиться нежданная судьба заставила бы нас, меня бы, как уродство странное, твой образ нынешний потряс. Обиды нет неизъяснимее: ты чуждой жизнью обросла. И все давным-давно просрочено... Тем неожиданнее и ярче, на фоне таких горест¬ных размышлений, выделяются два стихотворенияф. И. Тютчева — «Я помню время золотое...» и «Я встретил вас — и все былое...». Оба они посвяще¬ны Амалии Максимилиановне Лерхенфельд (в пер¬вом браке — Крюденер (отсюда название второго стихотворения: «К. Б.» — переставленное «Баронес¬се Крюденер»), во втором — Адлерберг. Между дву¬мя стихотворениями промежуток в 34 года. Тютчев познакомился с 14-летней Амалией в 1823 г. в Мюнхене. Молодые люди много часов про¬водили вместе, гуляли в окрестностях города: День вечерел; мы были двое; Внизу, в тени, шумел Дунай. И на холму, там, где, белея, Руина замка вдаль глядит, Стояла ты, младая фея, На мшистый опершись гранит. Тютчев просил руки Амалии, но ее родители, ис¬кавшие выигрышную партию, отказали. В 1825 г. Амалия вышла замуж за сослуживца Тютчева — ба¬рона Крюденера. Через 11 лет, в 1836 г., именно суп¬руги Крюденер передадут князю Гагарину рукопись тютчевских стихов, которые будут напечатаны в пуш¬кинском «Современнике». Стихотворение «Я помню время золотое...» напи¬сано примерно в это же время — в 1834—1836 гг. Оно начинается словами «я помню», повторенными дважды: Я помню время золотое, Я помню сердцу милый край. Показательно, что первый глагол — глагол на¬стоящего времени «я помню», как и все глаголы прошедшего времени в этом стихотворении, — несо¬вершенного вида: «время золотое» хотя и минуло, но оно все еще живо, потому что длится в простран¬стве памяти. В тексте представлено пересечение нескольких временных пластов. Прежде всего дано противопос¬тавление древнего (= вечного): «руина замка», «мши-стый гранит», «обломки груды вековой» и юности («младая фея», «ногой младенческой касаясь»). День вечерел; мы были двое; Внизу, в тени, шумел Дунай. И солнце медлило, прощаясь, С холмом, и замком, и тобой. Древности противопоставлена вечная юность, по¬тому что в памяти поэта героиня навсегда останется «младой феей». Пространственная организация стихотворения — взгляд снизу вверх. Внизу уже вечер («...в тени шу¬мел Дунай»), а на холме, там, где героиня, — вечная весна («И с диких яблонь цвет за цветом / На плечи юные свевал»), и даже «солнце медлит». Ты беззаботно вдаль глядела... Край неба дымно гас в лучах; День догорал... «Ты беззаботно вдаль глядела...». Эпитет «безза¬ботно» подсказывает, что «вдаль» — это не только взгляд на край неба, но и «в даль времен». Последние две строфы обращены в будущее, то са¬мое, которое для первой строфы — настоящее («я пом¬ню»). Но этому «будущему прошлому» еще не из¬вестно, что именно оно — «время золотое», поэтому героиня «с веселостью беспечной счастливый прово¬жала день». Последние две строчки: И сладко жизни быстротечной Над нами пролетала тень возвращают нас к началу стихотворения; ограждая пространство памяти, замыкают круг жизни. Второе стихотворение — «К. Б.» — написано летом 1870 г. в Карлсбаде, где лечился Тютчев и куда прибы¬ла Амалия с мужем. Прошло шесть лет после смерти Денисьевой. «Дни сочтены, утрат не перечесть, / Жи¬вая жизнь давно уж позади». И вдруг — «я встретил вас»: свидание с юностью, «временем золотым». Ока¬залось, что звуки — звуки музыки любви — никогда не умолкали в душе, поэтому-то и «жизнь заговорила вновь»... | |
Просмотров: 1087 | Загрузок: 0 | |
Всего комментариев: 0 | |
Категории раздела
Пушкин А. С. [79] |
Лермонтов М.Ю. [50] |
Гоголь Н. В. [47] |
Достоевский Ф.М [45] |
Толстой Л.Н. [59] |
Салтыков-Щедрин М. Е. [11] |
Чернышевский Н.Г. [2] |
Некрасов Н. А. [17] |
Островский А. Н. [26] |
Грибоедов А.С. [19] |
Чехов А.П. [40] |
Тургенев И.С. [26] |
Толстой А. Н. [4] |
Куприн А. И. [5] |
Твардовский А.Т. [1] |
Блок А.А. [22] |
Бунин И.А. [20] |
Пастернак Б. Л. [2] |
Шолохов М.А. [11] |
Солженицын А.И. [8] |
Булгаков М.А. [26] |
Горький М. [31] |
Есенин С.А. [16] |
Маяковский В.В. [11] |
Платонов А. П. [6] |
Цветаева М. И. [2] |
Ахматова А.А [12] |
Гончаров И. А [17] |
Бродский И. А. [10] |
Разные [179] |
Сопоставительное сочинения [47] |
Сочинения на свободную тему [29] |
Анненский И.Ф [11] |
Друзья сайта