Главная » Файлы » Сочинения по русской литературе » Разные |
Игорь Северянин
07.04.2012, 02:40 | |
Среди множества мифов XX века живет и миф о поэте Игоре Северянине. О том, что он якобы воспел мещанство и пошлость, что ввел в свою поэзию интонации самовосхваления и самолюбования. "Северянинщинои" называли дурной вкус, этакую "пошлинку" в поэзии. Чем же сегодня объяснить эту "северянинщину", ее проникновение в творчество поэта, безусловно, талантливого? Самое легкое и самое простое ирония. Поэт иронизирует над обывателем, над эпохой, над самим собой и собственными мечтами, в конце концов. Не раз он сам себя называл "ироником", писал о своем отношении к жизни "Я трагедию жизни претворю в грезофарс". Вот что писал В. Брюсов в статье "Игорь Северянин" (1916 г) "Не всегда легко различить, где у Игоря Северянина лирика, где ирония. Не всегда ясно, иронически ли изображает поэт людскую пошлость, или увы сам впадает в мучительную пошлость. Мы боимся, что и сам Игорь Северянин не сумел бы точно провести эту демаркационную линию". Впрочем, ирония - только одна из стихий поэзии Северянина. Другая, столь же значительная,- лиризм. Поэтому существует и третья "версия" о природе поэзии Северянина - лирика, мечтателя, "поэта с открытой душой", как назвал его А. Блок. Каждый из этих трех образов по-своему верен, и каждый из них - только маска, обличье, надетое автором и принятое доверчивым читателем. Маской был и литературный псевдоним поэта - Игорь- Северянин, подчеркивающий особенную любовь к Северу. Северянин - это уже как бы прозвище, дополнительно включающееся в имя. Оно так и писалось через дефис, как приложение. Настоящая фамилия поэта - Лотарев Игорь Васильевич. Он родился 4 (16) мая 1887 года в Петербурге, на Гороховой улице, где и прожил до девяти лет. В 1896 году его отец расстался с матерью и увез сына к своим родственникам в Череповецкий уезд Новгородской губернии. Там, на берегу Суды - "незаменимой реки",- прошли отрочество и юность будущего поэта. Там же он закончил четыре класса Череповецкого реального училища - учиться дальше ему не пришлось. В 1904 году будущий поэт вернулся к матери и жил вместе с нею в Гатчине, под Петербургом. Север отозвался в его душе, пробудил вдохновение. Конечно же, он придумывал Север. Как придумывал и сам себя, как вообще воображал себе свой мир, еще далекий от реальности. Но в этом придуманном мире, таком, казалось бы, далеком от повседневности, таком благополучном и спокойном, внезапно ощущаешь трагедию и боль. Нет никаких видимых причин к беспокойству, но, читая стихи, невольно чувствуешь тревогу, скрытую то в интонации автора, то в подтексте. Может быть, это еще только предчувствие, предвидение той боли, которая потрясет и страну и мир: Твоей души очам - видений страшных клиры... Казни меня! Пытай! Замучай! Задуши! - Но ты должна принять!.. И плен, и хохот лиры - Очам твоей души!.. Сегодня это ощущение боли, поиски правды кажутся нам важнее, чем утверждение Северяниным эгофутуризма. Футуризм был только периодом, хотя и значительным, в его творчестве. Протестуя против пошлости, он удалялся на берег моря, "где ажурная пена", или в "озерзамок", или на "лунную аллею", встречал королеву "в шумном платье муаровом", слушал звуки Шопена. Называя себя "царь страны несуществующей". Северянин мог бросить вызов обществу, воспевая "ананасы в шампанском" и утверждая себя как гения. Но это было - маской. Что же в действительности двигает поэтом? О чем думал он сам? Из меня хотели сделать торгаша, Но торгашеству противилась душа. Смыслу здравому учили с детских дней, Но в безразумность влюбился соловей. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . И общественное мненье я презрел, В предрассудки выпускал десятки стрел. Что же было в нем истинного? О чем же думал Северянин, воспевая "мороженое из сирени", создавая причудливые новые формы? Повторяя в разных вариантах строку в "Квадрате квадратов", он изнемогает от того, что "заплутал, точно зверь, меж тревог и поэм..." Тревога о людях, о любви, о России. И даже в самом "скандальном" стихотворении "Эпилог" "упоение" победой поверхностное. Надо заметить другое, более точное самоопределение поэта: "В ненастный день взойдет, как солнце, моя вселенская душа!" Но ни читатели, ни критики не догадались, что пафос Северянина не в самопохвале, а, напротив, в веротерпимости. Не ученик я и не учитель, Великих друг, ничтожных брат. Иду туда, где вдохновитель Моих исканий - говор хат. ("Эпилог") Если прочитать эти строки без предубеждения, иначе поймешь намерения поэта. И тогда стихотворение, казавшееся эпатажем, бравадой, оказывается, заключает в себе и самоотрицание. Поэт ощущает себя равным миру - и не скрывает своего чувства. Ирония действительно характерна для стихов Северянина. Но она направлена не против лиц, а против явлений. Против фальши, бездушия, озлобления и невежества. Останови мотор! Сними манто И шелк белья, бесчестья паутину, Разбей колье и, выйдя из ландо, Смой наготой муаровую тину! Что до того, что скажет Пустота Под шляпками, цилиндрами и кэпи! Что до того! - Такая нагота Великолепней всех великолепии! Конечно, это и сегодня звучит вызывающе. Но на упреки в пошлости сам Игорь Северянин ответил в 1918 году в стихотворении "Двусмысленная слава": Во мне выискивали пошлость, Из виду упустив одно: Ведь кто живописует площадь, Тот пишет кистью площадной. Неразрешимые дилеммы Я разрешал, презрев молву. Мои двусмысленные темы - Двусмысленны по существу. Правильнее было бы сказать, что весь поэтический мир Игоря Северянина изначально двойствен. Поэт как бы взвешивает на весах добро и зло: "И в зле - добро, и в добром - злоба". Северянин отстаивал свои взгляды яростно и искренне, что, конечно, не подтверждает его правоты. Но это объясняет его одиночество и в вымышленном мире, и в настоящем. В августе 1914 года в "Стихах в ненастный день" Северянин провозглашает: "Живи, живое восторгая! От смерти мертвое буди!" Через год, в июле 1915 года, в "Поэзе "Невтерпеж" звучат иные ноты: Чем дальше, все хуже, хуже. Все тягостней, все больней. И к счастью тропинка уже, И ужас уже на ней... Этот ужас еще отступает в минуты личного счастья. Но жизнь постоянно возвращает его к вопросу о добре и зле, об истине, о любви к народу. Признавая принципиальную неоднозначность мира, поэт писал: В ничем - ничто. Из ничего вдруг - что-то. И это - Бог! В самосозданьи не дал он отчета,- Кому б он мог? ("Поэза истины") Граница между добром и злом, между правдой и неправдой, по Северянину, не только зыбка и неопределенна. Она не историческая, не социальная, не национальная. Она - личностная. Поэт отвергает классовый, или социальный, подход, для него существует один критерий - нравственность. Новые возможности открывает для него февральская революция 1917 года. Он видит в жизни "возрождение": Жизнь человека одного - Дороже и прекрасней мира. Биеньем сердца моего Дрожит воскреснувшая лира. ("Баллада XVI") Речь шла уже не об одной душе - обо всей жизни. Северянин, лирик, ироник и мечтатель, раскрывается как философ. Он упрямо и настойчиво повторяет мысль о превосходстве человека над миром. Это звучит как продолжение слов Достоевского о том, что счастье невозможно построить на слезах и на крови. Но жизнь предлагала все новые варианты политической розни, ожесточенной борьбы. Под сомнение ставились ценности, признаваемые дотоле всем человечеством. В первую очередь "в загоне" оказалось, по мнению Северянина, искусство. В июле 1917 года он с горечью констатировал: Дни розни партийной для нас безотрадны,- Дни мелких, ничтожных страстей... Мы так неуместны, мы так невпопадны Среди озверелых людей. ("Поэза строгой точности") Мы - это, конечно же, художники. В поэзию Северянина открыто врывается политическая лексика. Но мысли поэта, наблюдающего грабежи "черни", обращены к народу: "мучительно думать о горе народа". Даже в эти тягостные дни он разделяет чернь и народ. Отсюда - надежда на успокоение, на время как на "лучшее чудо", на то, что "жизнь не умрет". Он уверен: "Минуют, пройдут времена самосуда, убийц обуздает народ". Он предсказывает и будущую трагедию, и песню, которую в конце концов "живой запоет". Подтверждение своих слов Северянин получил неожиданно скоро: в феврале 1918 года в Политехническом музее в Москве на поэтическом вечере он был избран "королем поэтов", опередив Маяковского и Бальмонта. Я так велик и так уверен В себе, настолько убежден, Что всех прощу и каждой вере Отдам почтительный поклон. ("Рескрипт короля") Трудно сказать, что для самого поэта важнее - уверенность в себе или признание всех вер. В конце стихотворения он провозглашает: "Я избран королем поэтов - да будет подданным светло". Вскоре Северянин уехал в Эстонию, в Эст-Тойлу, где всегда проводил весну и лето. Но немецкая оккупация Эстонии (в марте 1918-го), образование самостоятельной республики (1920) отрезали его от России. Он почти безвыездно жил в деревне со своей женой - поэтессой и переводчицей Фелиссой Круут. Мое одиночество полно безнадежности, Не может быть выхода душе из него, Томлюсь ожиданием несбыточной нежности, Люблю подсознательно - не знаю кого. ("Утомленный душой") Души поэта хватало и на восхищение фениксом Эстонии, и на ностальгию о России - "крылатой стране". "Эстония-сказка", "голубая голубка", "оазис в житейской тщете". Россия же - страна одновременно "священная" и "безбожная". Он любил Россию, но не меньше того любил и Эстонию. Он хотел встать вне политики. Но его не признавали эмигранты и забывали в России. В Эстонии ему жилось трудно. Но не потому, что он не имел возможности работать. Просто время мало способствовало поэзии. Но все же поэт выпустил 9 книг, много переводил эстонских поэтов, издал антологию эстонской классической поэзии и переводы эстонского поэта А. Раннита "В оконном переплете". Правительство помогло Северянину, назначило субсидию. Но писал он не об Эстонии и не о России, а о человеке, о его чувствах. Но все меньше и меньше белого света оставалось в жизни. Жизнь грубела, так что "черствеют и девьи сердца". Приходит новый век, "жестокий, сухой", рациональный. Люди" живут без стихов и не чувствуют их необходимости. Человек становится рабом, потому что художник никому не нужен. Все друг на друга: с Севера, с Юга, Друг и подруга - все против всех! Поиски истинной тропы, пути к себе, к прошлому растянулись на много лет. Советские люди, пришедшие в Эстонию в 1940 году, уже не знали, кто такой Игорь Северянин. Им не было дела до его мыслей. Не потому ли, задержалось возвращение в русскую культуру поэта Игоря Северянина? Задержалось и понимание его поэзии. Отечественная война застала Северянина больным. Но, неисправимый мечтатель, он еще надеется на помощь центрального правительства в эвакуации. Он рассчитывает на поддержку Жданова. Поэт так и не понял, что же происходило в России. Его телеграммы Калинину остались без ответа. 22 декабря 1941 года Северянин умер. Он умер непонятым. Многие годы спустя мы с удивлением обнаруживаем, что слиш | |
Просмотров: 449 | Загрузок: 0 | |
Всего комментариев: 0 | |
Категории раздела
Пушкин А. С. [79] |
Лермонтов М.Ю. [50] |
Гоголь Н. В. [47] |
Достоевский Ф.М [45] |
Толстой Л.Н. [59] |
Салтыков-Щедрин М. Е. [11] |
Чернышевский Н.Г. [2] |
Некрасов Н. А. [17] |
Островский А. Н. [26] |
Грибоедов А.С. [19] |
Чехов А.П. [40] |
Тургенев И.С. [26] |
Толстой А. Н. [4] |
Куприн А. И. [5] |
Твардовский А.Т. [1] |
Блок А.А. [22] |
Бунин И.А. [20] |
Пастернак Б. Л. [2] |
Шолохов М.А. [11] |
Солженицын А.И. [8] |
Булгаков М.А. [26] |
Горький М. [31] |
Есенин С.А. [16] |
Маяковский В.В. [11] |
Платонов А. П. [6] |
Цветаева М. И. [2] |
Ахматова А.А [12] |
Гончаров И. А [17] |
Бродский И. А. [10] |
Разные [179] |
Сопоставительное сочинения [47] |
Сочинения на свободную тему [29] |
Анненский И.Ф [11] |
Друзья сайта