Главная » Файлы » Сочинения по русской литературе » Разные

Настоящими праведниками на Руси бывают только поэты
13.11.2009, 21:41
Настоящими праведниками
на Руси бывают только поэты


П. Вяземский


Интересно, какой смысл вкладывал князь Вяземский в слово «праведник»?
Ему, жившему в первой половине позапрошлого столетия, наверно, и в голову
не могло прийти, какой мученической может быть жизнь творца художественного
слова, того, кто щедро одарен Богом, и кто не боялся вещать истину сильным мира
сего.

Конечно, и во времена А.С. Пушкина, чьим большим другом
был П. Вяземский, не всегда милостиво обходились с поэтами. Был отдан в солдаты
Полежаев, сослан чуть позже на Кавказ М.Ю. Лермонтов, но все это не идет
ни в какое сравнение с тем, на что были обречены поэты, чье творчество было
истинным ренессансом русской поэзии, ее Серебряным веком.

К числу таких праведников-мучеников относятся марина Цветаева, Осип Мандельштам,
Анна Ахматова, Николай Гумилев. Кто знает, может быть, со временем их имена
канонизирует церковь. Ведь знаем же мы имена великомучеников Бориса и Глеба,
которые испили полную чашу страданий за христианскую веру.

Мне хочется
уделить внимание разговору о Марине Цветаевой. Когда-то она, совсем
юная, с зелеными русалочьими глазами, золотоволосая, написала такие строки
о своих стихах:

Разбросанным в пыли по магазинам,
Где их никто
не брал и не берет,
Моим стихам, как драгоценным винам,
Наступит свой
черед.

Конечно, она оказалась права, но какой долгий и мучительный путь
предстоял ей, сколько бед и испытаний на одну женскую судьбу!


Большевистский террор, голод, холод, смерть ребенка, эмиграция,
возвращение на Родину, расстрел мужа, арест старшей дочери, гибель сына
на фронте и, наконец, петля на шее, на чердаке жалкого домишки в забытой Богом
Елабуге. Даже место захоронения неизвестно.

А ведь начало пути было,
можно сказать, победоносным. Ее стихи замечены и одобрены такими метрами
отечественной поэзии, как В. Брюсов, Н. Гумилев, М. Волошин. Ранние стихи
М. Цветаевой посвящены смерти, но не нужно упрекать поэтессу в унынии, которое,
согласно Евангелию, представляет собой большой грех. Смерть — антагонист жизни
и в то же время хранитель ее ценности. Человек знает о своей смертности, поэтому
особо должен ценить отпущенное ему на земле время.

Послушайте! -
Еще
меня любите
За то, что я умру.

В более зрелых стихах она говорит
о смерти уже только как о биологической неизбежности. Для стихов Цветаевой
характерны богатые разговорные интонации, свободный, легкий язык. Лирическая
героиня порой поражает не только ярким внешним обликом: золото волос, зелень
глаз, — но и слишком гордым видом, резкими речами. Она рано научилась рисовать
целостную поэтическую картину, отбирая отдельные, наиболее выразительные черты
пейзажа или человеческого характера, не чурается поэтесса
и драматически-любовного конфликта.

Здесь у каждого мысль
двоякая,
Здесь ездок, торопя коня.
Мы пройдем, кошельком не звякая
И
браслетами не звеня…
У фонтана присядем молча мы
Здесь на каменное
крыльцо,
Где впервые глазами волчьими
Ты нацелился мне в лицо.


Тематика стихов Цветаевой постепенно меняется, в них все больше
проявляется социальная зрелость, осознается высокое призвание поэта.


Есть на свете поважней дела
Страстных бурь и подвигов любовных.


Примерно с 1916 года в ее творчестве господствует совершенно другая
стихия — буйное песенное начало, воплощающее острое чувство России — ее природы,
ее истории, ее национального характера.

Нетоптаный путь,
Непутевый
огонь
Ох, Родина-Русь, Неподкованный конь!

Одно из удивительно эмоциональных произведений М. Цветаевой — стихотворение
«Генералам двадцатого года». В нем как бы звучат литавры русского подвига
и вместе с тем необыкновенный лиризм, душевное тепло:

Вас охраняла длань
Господня     
И сердце матери, — вчера Малютки-мальчики,
Сегодня — офицера!

Юность всегда жаждет подвига, и героика органична
для чуткого и умного сердца:

Три сотни побеждало — трое!
Лишь
мертвый не вставал с земли
Вы были дети и герои,
Вы все могли!


Пленяет стихотворение «Бабушке». Интерес человека к своим корням,
как правило, продиктован желанием понять самого себя, свою сущность:


День был невинен,
И ветер был свеж,
Темные звезды погасли.

Бабушка! Этот жестокий мятеж
В сердце моем — не от Вас ли?


Мятежная душа не может смириться со скукой и пошлостью, ей не нужен
сытый покой, но зачастую она одинока среди людей. Великие поэты часто были
одиноки, но, к счастью, не всегда делали из этого одиночества культ. Меня
поражает пространство в лирике Цветаевой, к нему рвется очарованная душа:


Я вижу: мачта корабля,
И вы — на палубе…
Вы — в дыме поезда…
Поля
В вечерней жалобе…

Вечерние поля в росе,
Над ними — вороны…

- Благословляю вас на все
Четыре стороны!

Пришел черед Вашим
прекрасным стихам, уважаемая Марина Ивановна! Спасибо за Ваш щедрый талант.
Вы подарили нам неповторимую красоту русского слова. Право же, мне очень жаль,
что не смог прочитать Ваших стихов князь Вяземский. Честное слово,
он бы гордился своим Отечеством, которое дало миру великих праведников в лице
великих поэтов.
Категория: Разные | Добавил: alexlat | Теги: კჯჰ, Сочинения по русской литературе
Просмотров: 932 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]