Главная » Файлы » Сочинения по русской литературе » Разные

Проблема поиска истины в одном из произведений русской литературы
21.06.2012, 01:21
Проблема поиска истины в одном из произведений русской литературы.


Как басня, так и жизнь ценится не за  длину, но за содержание.
  Сенека.


  Человек рождается не просто для того, чтобы есть и пить. Для этого было бы гораздо удобнее родиться дождевым червем.
Так писал Владимир Дудинцев в романе "Не хлебом единым". Поиски смысла жизни - это удел каждого мыслящего и совестливого человека. Поэтому - то лучшие наши писатели всегда напряженно искали художественное решение этого вечного вопроса. И наша советская литература не обошла его. А сегодня, когда старые идеалы потускнели, а новые только завоевывают свое место, эти проблемы стали едва ли не самыми важными.
  Выдающийся русский писатель Л. Н. Толстой, по словам М. Горького, "рассказал нам о русской жизни почти столько же, как вся остальная наша литература…Толстой- это целый мир".
  Роман- эпопею Толстой писал шесть лет, текст романа переписывал семь раз. Писатель изучал работы историков, мемуары, письма, ездил на Бородинское поле. Изображение конкретной исторической эпохи приобретает у Толстого общечеловеческое значение, так как размышления писателя о роли личности и народных масс в историческом процессе, о человеке и обществе, о войне и мире - это размышления об исторических путях и судьбах всего человечества. В этом заключено бессмертие и непреходящее значение романа "Война и мир", о котором Тургенев сказал: "…ничего лучшего у нас никогда не было написано никем".
  "Война и мир" - книга исканий. Писатель пытается сформулировать общие законы человеческой истории. Понимая активность зла в общественной и частной жизни людей, он опирается на ту полноту "знаний сердечного", которая служит ему и его любимым героям единственно верным ориентиром в сложной путанице идей и мнений.
  Персонажи романа находятся в круговороте великих событий, с которыми связаны судьбы России. Изучение человеческого сознания, подготовленное самонаблюдением и самоанализом, позволило Толстому стать глубоким психологом. В созданных им образах, особенно в образах главных героев романа, раскрывается внутренняя жизнь человека - сложный, противоречивый процесс, обычно скрытый от посторонних глаз. Толстой, по словам Н. Г. Чернышевского, раскрывает "диалектику человеческой души", то есть "едва уловимые явления… внутренней жизни, сменяющейся одно другим с чрезвычайной быстротой…" На разных этапах жизни встречаются Андрей Болконский и Пьер Безухов: и в пору счастливой любви князя Андрея к Наташе Ростовой, и во время разрыва с нею, и накануне Бородинской битвы. И каждый раз они оказываются друг для друга самыми близкими, духовно родственными людьми, хотя каждый из них идет к добру и правде своим путем. Желая вырваться из сферы надоевшей ему светской и семейной жизни, Андрей Болконский собирается на войну. Он мечтает о славе, подобной наполеоновской, мечтает совершить подвиг. "Ведь что же слава? - говорит князь. - Та же любовь к другим…" Но во время Аустерлицкого сражения стремление к славе приводит его к глубокому духовному кризису. Небо Аустерлица становится для князя Андрея символом высокого понимания жизни: "Как же я не видел прежде этого высокого неба? И как я счастлив, что узнал его наконец. Да! Все пустое, все обман, кроме этого бесконечного неба". Андрею Болконскому открывается простая истина: естественная жизнь природы и человека более значительна и важна, чем война и слава Наполеона. Последующие события - рождение ребенка, смерть жены - заставили князя Андрея прийти к выводу, что жизнь в ее простых проявлениях, жизнь ради себя, для родных и близких - единственное, что ему остается. Но деятельная, энергичная натура Болконского, конечно, не могла ограничиться этим. Начинаются опять поиски смысла жизни, и первой вехой на этом пути является встреча с Пьером и беседа с ним на пароме. Слава Безухова - "надо жить, надо любить, надо верить"- указывают князю Андрею путь к счастью. Встречи с Наташей Ростовой, со старым дубом помогают ему ощутить радость бытия, возможность приносить пользу, поверить в то, что он может быть счастлив. "Из чего я бьюсь, из чего я хлопочу в этой узкой замкнутой рамке, когда… вся жизнь со всеми ее радостями открыта мне?" - говорил он себе. И он в первый раз после долгого времени стал делать счастливые планы на будущее… "Пьер был прав, говоря, что надо верить в возможность счастья, чтобы быть счастливым, и я теперь верю в него… пока жив, надо жить и быть счастливым", - думал он. Теперь Болконский пытался найти смысл и цель жизни в любви к Наташе Ростовой, но это счастье оказалось кратковременным и призрачным.
  История Болконского - своеобразный вариант распространенного в западной литературе 19 века "романа карьеры".
Только князь Андрей добивается не материального благополучия, не сословного, а духовного самоутверждения. Как штабной офицер, широко образованный, умный и твердый, он понимает суть происходящего глубже многих других. В тяжелой обстановке, ценой собственной крови герой надеется обрести свой "Тулон", который, по его представлениям, должен проложить путь к "славе, торжеству над людьми".  Наиболее  знаменательной вехой в жизни князя Андрея явились события 1812 года. Высочайшей целью его жизни становится защита родины от врага. Мечты о личном счастье и о личной славе отступают назад, не волнуют его больше. Жить, помогая и сочувствуя людям, - вот новый идеал, который рождается в душе князя Андрея в дни суровых для родины испытаний.
Именно в разговоре с Пьером накануне Бородинской битвы ощущается единство помыслов князя Андрея и сражающегося народа.
Выражая свое отношение к событиям 1812 года, он говорит, что его мысли созвучны народным: "И так же думает Тимохин и вся армия". Высшую похвалу Андрею Болконскому вкладывают солдаты полка в его прозвище - "наш князь". Близость к солдатам, их искренняя любовь к Андрею смягчают и облегчают его душевное состояние, но все же не снимают острой разочарованности и скептичного равнодушия.
  Только на пороге смерти Болконский приходит к мысле: "Что-то было в этой жизни, чего я не понимал и не понимаю". Эта мысль настойчиво вторгается в сознание персонажа, сопровождает его в бреду и в периоды бодрствования. Лишь в страдании и через страдание приходит князь Андрей к идее всепрощающей и всепонимающей любви.
  Вряд ли идея всемирной, но обезличенной любви- последняя истина, к которой способен прийти Андрей Болконский.
Вряд ли кто- то способен дойти до конца в своих исканиях, ведь истина это противоположность лжи; все что верно, подлинно, точно, справедливо, что есть ныне.
  Проблемы, поставленные Толстым в романе "Война и мир", имеют общечеловеческое значение. Этот роман, по мнению Горького, - "документальное изложение всех исканий, которые предприняла в 19 веке личность сильная в целях найти себя в истории России место и дело…".
 

Категория: Разные | Добавил: alexlat
Просмотров: 1666 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]