Главная » Файлы » Сочинения по русской литературе » Разные

Рецензия на рассказ М.М.Зощенко «Царские сапоги».
21.06.2012, 00:38
Рецензия на рассказ М.М.Зощенко «Царские сапоги».


В рассказе «Царские сапоги» Зощенко М.М. главный герой оказывается заложником собственных амбиций .  Желая почувствовать собственную значимость,  он во что бы то ни стало хочет приобрести именно царские сапоги . «Новый человек» хочет возвыситься, и ему совершенно неважно, что путь , выбираемый им («Разве раньше можно было мечтать насчет царской обуви?» ), наивен и смешон.
Малообразованный герой рассказа ( он же повествователь ) является в Музейный фонд Зимнего дворца и за «восемнадцать целковых» приобретает там царские сапоги. В разговоре с продавцом выясняется, что рассказчику важно купить не хорошую, но , в первую очередь, именно царскую обувь , так как это дает ему возможность почувствовать себя полновластным хозяином жизни : «А какая ,- говорю , - мне гарантия, что это царские ?  Может , - говорю, - какой-нибудь капельдинер трепал , а вы их заместо царских выдаете. Это , - говорю, - нехорошо , неприлично» ( здесь опять тот же прием, что наблюдался в более ранних рассказах  Зощенко, - до революции повествователь, вероятно, был бы счастлив донашивать и капельдинерские сапоги).
Немаловажно, что рассказчика в его походе за царскими сапогами сопровождает некая Катерина Федоровна, чье имя и отчество знаменательно совпадает с именами и отчествами русских цариц  ( « Катерина Федоровна на свободные деньги купила заместо самовара четыре сорочки из тончайшего мадеполама. Очень роскошные. Царские.»)
Пытаясь разносить сапоги, герой рассказа испытывает страшные мучения(  «Действительно, обувать их было трудно. Не говоря про портянку, на простой носок и то еле лезут»), что в конце концов приводит «новоявленного самозванца» в портянках к закономерному краху. Возле Дворца труда (издевательский символ торжества новой, «пролетарской» династии) у сапога отваливаются                    
 подметка и каблук. «Так и попер домой на Васильевский остров без подметки».
На этом , казалось бы, и должен завершится рассказ , но тут фабула делает неожиданный поворот, и выясняется, что произведение Зощенко написано совсем не о том и не про то. Когда повествователь , возмущенный низким качеством царской обуви, решает «смотаться в Эрмитаж или еще куда-нибудь», Катерина Ивановна урезонивает его так : «Это не только царский, любой королевский сапог может за столько лет прогнить. Все-таки , как хотите, со дня революции десять лет прошло. Нитки, конечно, сопреть могли за это время. Это понимать надо».
В финале рассказа , словно опасаясь, что читатель все-таки не усвоит «новой» морали «Царских сапог», Зощенко идеологически дожимает высказывание Катерины Ивановны : «А вообще, конечно , десять лет прошло, - смешно обижаться. Время - то как быстро идет, братцы мои! Все прежнее в прах распадается».
В рассказе действие переведено в откровенно социальную плоскость (« сценические площадки» рассказа  - Зимний дворец и «бульвар Союзов , не доходя Дворца труда»). По-видимому , именно это обстоятельство, наряду с очевидной приуроченностью рассказа к десятой годовщине октябрьских событий, спровоцировало писателя превратить сатирический рассказ в «святочный». По-прежнему оставаясь рассказчиком, «не умеющим рассказывать»,повествователь «Царских сапог» предстает в итоге героем, позиция которого максимально приближена к авторской.
Чудо не свершилось , герой по-прежнему остался обыкновенным человеком. Торжество возвышения оказалось для него столь мимолетным , что он даже не успел понять, хорошо это или плохо. Смирившись с негодностью царских сапог, рассказчик приходит к «гениальному выводу» : «Время-то как быстро идет, братцы мои! Все прежнее в прах распадается».
Бедный , странный, с рабской психологией ( хотя и скрытой даже от самого  себя) - таков герой  рассказа Зощенко.
Зощенко часто упрекали в том, что он пишет о мещанстве, как будто кругом одни мещане. Писатель терпеливо разъяснял свою позицию : « Я не хочу сказать, что у нас все мещане и все жулики и все собственники. Я хочу сказать , что в каждом из нас имеется еще та или другая черта, тот или другой инстинкт мещанина и собственника». И снова: « В каждом из нас имеются те или иные черты и мещанина, и собственника, и стяжателя. Я соединяю эти характерные, часто затушеванные черты в одном герое, и тогда этот герой становится нам знакомым  и где-то виденным».     


Категория: Разные | Добавил: alexlat
Просмотров: 3220 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]