Главная » Файлы » Сочинения по русской литературе » Разные |
Стихотворение Н. Гумилева «Рыцарь счастья» (впечатления, восприятие, отзыв)
13.11.2009, 21:35 | |
Любое литературное произведение: стихи, проза, публицистика всегда рассматривается в контексте времени, ведь литература как вид искусства отражает ту или иную эпоху. Когда я впервые прочитала стихотворение Н. Гумилева «Рыцарь счастья», то в первую очередь посмотрела на дату написания — 1917 год. Совсем не обязательно делать экскурс в историю и напоминать о событиях, которые происходили в то время. Мир в те дни, как никогда, был далек от совершенства. Социальные катаклизмы всегда выбивают почву как правило, трагедия для человека. В 1917 году потрясение и разрушение старого мира велось «до основания», а что касается строительства нового, то с этим разрушитель, увы, пока не спешили, несмотря на обещание, данное «Интернационалом». Под угрозой оказались культурные ценности, создаваемые в течение многих веков, потому что именно на них обратился гнев толпы, давшей волю инстинкту разрушения. Стираются границы между добром и злом. Снижение культурного уровня автоматически ведет к потере нравственных ориентиров. Совсем не случайно одна из публицистических работ Д. Мережковского, написанных в то время, называлась «Грядущий хам». мрачное пророчество. На первый взгляд, само заглавие гумилевского стихотворения кажется несуразным. О каком таком счастье может идти речь, когда человек брошен в путину бедствий? Можно ли чувствовать себя счастливым в охваченной пламенем воин и революций стране? Однако, вчитываясь в строки этой своеобразной солнечной оды, начинаешь многое понимать. В первых строчках уже слышится вызов времени: Скажи мне, кто жизнью не доволен, Скажи, кто вздыхает глубоко… Несмотря на вопросительную интонацию, вопросительных знаков в стихотворении нет. Скорее слышатся утверждение обращение к тем, кто впадает в тяжкий грех — уныние. И тут же с веселой самонадеянностью поэт заявляет: Я каждого счастливым сделать волен… А есть ли основания у поэта стать счастливым, вопреки тяготам жизни? Н. Гумилев убежден, что есть. Ему открывается красота мира, которой он хочет щедро поделиться с теми, кто смотрит на этот мир с безнадежностью: Пусть он придет, я расскажу ему Про девушку с зелеными глазами… Очарование земного мира открывается только внимательному взору и чуткому уху, равно как и музыка небесных сфер. Если человек сможет проникнуться этой невидимой поверхностному взгляду гармонией, то он станет выше всякой суеты, и беснующаяся эпоха не омрачит его существования. Нечто похожее мы встречаем у современника Гумилева и его литературного собрата А.А. Блока: Сотри случайные черты, И ты увидишь: мир прекрасен! Жизнь для поэта — это неизбежная борьба и победа, поэтому: Сладко жить и сладко побеждать Моря и девушек, врагов и слово. Именно борьба и преодоление способны сделать жизнь прекрасной. На этом постулате основаны многие философские учения. В частности Ф. Ницше утверждал, что создание рая на земле, где царили бы покой и мир, привела бы к унынию и скуке. Оптимизм — духовная сила личности, поэтому того, кто не сможет принять прекрасную веру в совершенство мира, будет жаловаться на мировую скорбь, Гумилев вызывает к барьеру. И, наконец, нельзя оставить без внимания художественные особенности стихотворения «Рыцарь счастья». По большому счету, в нем нет особенных красот: увесистых эпитетов, ярких метафор, сравнений. Мажорный тон создает совершенно особенная поэтическая манера, где господствует повелительное наклонение глагола с повторяющейся частицей «пусть», а прекрасная рифма передает динамику стиха. Образность создается определенным настроем, который позволяет поверить в реальность, на первый взгляд, довольно странной картины. Утренняя тьма оказывается пронзенной лучами и стихами, а мировая скорбь соседствует с личной болью. Наверно, гармония создается именно соразмерностью больших и малых величин, сочетанием высокого и низкого, того, что Пушкин называл в своем «Пророке»: И горний ангелов полет И гад морских подводный ход, И дольней лозы прозябанье. А задача художников — быть посредником между небом и людьми. | |
Просмотров: 1122 | Загрузок: 0 | |
Всего комментариев: 0 | |
Категории раздела
Пушкин А. С. [79] |
Лермонтов М.Ю. [50] |
Гоголь Н. В. [47] |
Достоевский Ф.М [45] |
Толстой Л.Н. [59] |
Салтыков-Щедрин М. Е. [11] |
Чернышевский Н.Г. [2] |
Некрасов Н. А. [17] |
Островский А. Н. [26] |
Грибоедов А.С. [19] |
Чехов А.П. [40] |
Тургенев И.С. [26] |
Толстой А. Н. [4] |
Куприн А. И. [5] |
Твардовский А.Т. [1] |
Блок А.А. [22] |
Бунин И.А. [20] |
Пастернак Б. Л. [2] |
Шолохов М.А. [11] |
Солженицын А.И. [8] |
Булгаков М.А. [26] |
Горький М. [31] |
Есенин С.А. [16] |
Маяковский В.В. [11] |
Платонов А. П. [6] |
Цветаева М. И. [2] |
Ахматова А.А [12] |
Гончаров И. А [17] |
Бродский И. А. [10] |
Разные [179] |
Сопоставительное сочинения [47] |
Сочинения на свободную тему [29] |
Анненский И.Ф [11] |
Друзья сайта