Главная » Файлы » Сочинения по русской литературе » Разные

Стихотворение Н. Гумилева «Рыцарь счастья» (впечатления, восприятие, отзыв)
13.11.2009, 21:35
Любое литературное произведение:
стихи, проза, публицистика всегда рассматривается в контексте времени, ведь
литература как вид искусства отражает ту или иную эпоху.
Когда я впервые
прочитала стихотворение Н. Гумилева «Рыцарь счастья», то в первую очередь
посмотрела на дату написания — 1917 год. Совсем не обязательно делать экскурс
в историю и напоминать о событиях, которые происходили в то время. Мир в те дни,
как никогда, был далек от совершенства. Социальные катаклизмы всегда выбивают
почву из-под ног, а разрушение привычного уклада жизни,
как правило, трагедия для человека. В 1917 году потрясение и разрушение старого
мира велось «до основания», а что касается строительства нового, то с этим
разрушитель, увы, пока не спешили, несмотря на обещание, данное
«Интернационалом». Под угрозой оказались культурные ценности, создаваемые
в течение многих веков, потому что именно на них обратился гнев толпы, давшей
волю инстинкту разрушения. Стираются границы между добром и злом. Снижение
культурного уровня автоматически ведет к потере нравственных ориентиров. Совсем
не случайно одна из публицистических работ Д. Мережковского, написанных
в то время, называлась «Грядущий хам». Название-предупреждение,
мрачное пророчество.

На первый взгляд, само заглавие гумилевского
стихотворения кажется несуразным. О каком таком счастье может идти речь, когда
человек брошен в путину бедствий? Можно ли чувствовать себя счастливым
в охваченной пламенем воин и революций стране? Однако, вчитываясь в строки этой
своеобразной солнечной оды, начинаешь многое понимать. В первых строчках
уже слышится вызов времени:

Скажи мне, кто жизнью не доволен,
Скажи,
кто вздыхает глубоко…

Несмотря на вопросительную интонацию,
вопросительных знаков в стихотворении нет. Скорее слышатся утверждение обращение
к тем, кто впадает в тяжкий грех — уныние. И тут же с веселой самонадеянностью
поэт заявляет:

Я каждого счастливым сделать волен…

А есть
ли основания у поэта стать счастливым, вопреки тяготам жизни? Н. Гумилев
убежден, что есть. Ему открывается красота мира, которой он хочет щедро
поделиться с теми, кто смотрит на этот мир с безнадежностью:

Пусть
он придет, я расскажу ему
Про девушку с зелеными глазами…

Очарование
земного мира открывается только внимательному взору и чуткому уху, равно
как и музыка небесных сфер. Если человек сможет проникнуться этой невидимой
поверхностному взгляду гармонией, то он станет выше всякой суеты, и беснующаяся
эпоха не омрачит его существования. Нечто похожее мы встречаем у современника
Гумилева и его литературного собрата А.А. Блока:

Сотри случайные черты,

И ты увидишь: мир прекрасен!

Жизнь для поэта — это неизбежная борьба
и победа, поэтому:

Сладко жить и сладко побеждать
Моря и девушек,
врагов и слово.

Именно борьба и преодоление способны сделать жизнь
прекрасной. На этом постулате основаны многие философские учения. В частности
Ф. Ницше утверждал, что создание рая на земле, где царили бы покой и мир,
привела бы к унынию и скуке.

Оптимизм — духовная сила личности, поэтому
того, кто не сможет принять прекрасную веру в совершенство мира, будет
жаловаться на мировую скорбь, Гумилев вызывает к барьеру.

И, наконец,
нельзя оставить без внимания художественные особенности стихотворения «Рыцарь
счастья». По большому счету, в нем нет особенных красот: увесистых эпитетов,
ярких метафор, сравнений. Мажорный тон создает совершенно особенная поэтическая
манера, где господствует повелительное наклонение глагола с повторяющейся
частицей «пусть», а прекрасная рифма передает динамику стиха. Образность
создается определенным настроем, который позволяет поверить в реальность,
на первый взгляд, довольно странной картины.

Утренняя тьма оказывается
пронзенной лучами и стихами, а мировая скорбь соседствует с личной болью.


Наверно, гармония создается именно соразмерностью больших и малых
величин, сочетанием высокого и низкого, того, что Пушкин называл в своем
«Пророке»:

И горний ангелов полет
И гад морских подводный ход,
И
дольней лозы прозябанье.

А задача художников — быть посредником между
небом и людьми.
Категория: Разные | Добавил: alexlat
Просмотров: 1122 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]