Главная » Файлы » Сочинения по русской литературе » Разные |
Тема потребительского отношения к природе в произведениях Ч. Айтматова, В. Астафьева и В. Распутина
13.11.2009, 21:27 | |
Природа не может перечить человеку, если человек не перечит ее законам. А.И Герцен Природа и человек… Эти понятия неразделимы, они воспринимаются как единое целое: ведь человек — часть природы, самое прекрасное ее творение; между ними должны царить взаимопонимание и любовь. Долгое время так и было. Люди жили в согласии с природой, подчиняясь ее законам, не нарушая ее естества. Но пришел тот час, когда человек ощутил свою силу и мощь и захотел возвыситься над всем миром, добиться полного господства, забыв, что природа молчит до поры и что она отомстит за всю боль, причиненную ей: Чернобыльская авария, трагедия Аральского, Белого морей, Байкала — это только предупреждение. Прав М. Пришвин, говоря, что «природа, взятая в целом… в конечном счете не может быть средством для в том числе и для человека; последовательное превращение природы в «средство» ведет к гибели самого человека. Кик предупреждение о возможности грядущего апокалипсиса выступают произведения современных писателей: Ч. Айтматова, В. Астафьева, В. Распутина и многих других. Эти художники — совесть нации. Они, пропуская все наши беды и ошибки через свои сердца, бьют в набат, будят в нас и инстинкт самосохранения, и наши души. В повести В. Астафьева грабительским отношением к природе. Один из героев этого произведения — Игнатьич — долгое время безнаказанно грабил природу, превращая ее в источник собственной наживы. Поначалу все сходило ему с рук, но никакое загрязнение не остается без последствий. Он понимает это в напряженнейшей, коренным образом изменившей все его существование схватке с гигантской В этот критический момент Игнатьич вспоминает о прожитой жизни, о давнем своем надругательстве над беззащитной женщиной. Оказавшись на волосок от смерти, он иначе посмотрел на свои поступки, осудил все то, чем раньше гордился и почувствовал раскаяние. «Безнаказанно никакое злодеяние не проходит… не зря сказывается: женщина — тварь божия, за нее и суд, и кара особая. Природа, она, брат, тоже женского рода!» Читая эти строки, понимаешь, что не всю свою душу загрязнил Игнатьич. Осталось у него еще совесть, давит на него еще вина. А если так, «освободил от себя и от вечной вины женщину. Прими перед этим все муки сполна, за себя и за тех, кто сей момент под этим небом мучает женщину, учиняет над нею пакость». Прочувствуешь эти слова, и кажется: не о Глахе речь идет, не о других Природе. Такое же ощущение испытываешь, читая роман Чингиза Айтматова «Плаха». В книге много страданий. В ней показаны страшные примеры издевательства человека над природой. Это и охота на сайгаков, и поджог древних камышей. От чтения некоторых страниц сжимается сердце: по нам, волчица перекувыркнулась, но тут же вскочила, чтобы не быть растоптанной, и в следующее мгновение увидела, как высоко взлетел вверх подстреленный на бегу ее Белоголовый, самый крупный из ее первенцев, как он, обливаясь кровью, падал вниз…» И с того момента до самого конца романа одной из сюжетных линий проходит поединок волчицы Акбары и Человека — природы и Человека. Акбара начинает мстить, именно тогда она наказывает людей за все зло, которое они ей причинили. В финале романа одинокая волчица предпринимает попытку примириться с человеком: «И вот Акбара стояла перед малышом… Она подошла к нему, лизнула в щеку. Малыш обрадовался ее ласке, тихо засмеялся, обнял волчицу за шею… Волчица изливала на него накопившуюся в ней нежность, вдыхала в себя его детский запах». Бостон, отец ребенка, не может понять намерений волчицы. И, стреляя в нее, убивает своего сына. Маленький Кенджеш, убитый родным отцом, — это, я думаю, символ возмездия человеку за его отношение к природе и предупреждение: вы поднимаете руку на себя, на свое будущее, на своих детей. Вся трагедия заключается в том, что не Бостон перечеркнул жизнь Акбары, не он бездумно лишил эту жизнь смысла, а другой, с грязными руками и черной совестью. Но Природа — волчица — мстит не растоптавшему ее, а мстит слепо всем и вся. Поистине, как сказал И. Гете, «природа не признает шуток, она всегда правдива, всегда серьезна, всегда строга; она всегда права; ошибки и заблуждения же исходят от людей». Должны же наконец понять люди: чтобы выжить всем, надо человеку изменить свое отношение к природе, надо восстановить разрушенную связь, лишившись которой, он теряет нравственность, историческую память, Родину и саму жизнь. Герои повести В. Распутина «Прощание с Матерой» относятся к предстоящей гибели родной земли. Если для старых материнцев остров — это земля, взрастившая их, место, с которым связана память об отцах и дедах, то для их детей и внуков Матера — просто «зона затопления», «ложа водохранилища», а родная земля — всего лишь «территория». Старуха Дарья не мыслит жизни без острова и готова умереть вместе с ним. Она всегда жила в единстве с окружающим миром, была духовно связана с родной землей. Но сын ее, Павел, ее внук Андрей утратили связь с природой и одновременно утратили связь с природой и одновременно потеряли многие духовные ценности, потому затопление родной земли не кажется им преступлением, «концом света», как старикам. Они еще не знают, что и для них наступит срок, когда нужно будет задуматься о смысле жизни и понять, что он, этот смысл, неразделим с любовью к своей малой Родине, неразделим с ее просторами, с ее рассветами и закатами. А поняв это, люди будут бежать из огромных безликих городов, из железобетонного уюта городских квартир к своим Матерам и своему самому родному уголку земли, к родным погостами покосившимся деревянным крестам. И придет сожаление за затопленную связь времен и судеб. Нравственное состояние общества, нравственность отдельного человека неразделимо связаны с внутренним духовным миром каждого из нас, с нашим отношением к «себе подобному», к природе, к Родине, к тем моральным канонам, которое выработало человечество. | |
Просмотров: 11197 | Загрузок: 0 | |
Всего комментариев: 0 | |
Категории раздела
Пушкин А. С. [79] |
Лермонтов М.Ю. [50] |
Гоголь Н. В. [47] |
Достоевский Ф.М [45] |
Толстой Л.Н. [59] |
Салтыков-Щедрин М. Е. [11] |
Чернышевский Н.Г. [2] |
Некрасов Н. А. [17] |
Островский А. Н. [26] |
Грибоедов А.С. [19] |
Чехов А.П. [40] |
Тургенев И.С. [26] |
Толстой А. Н. [4] |
Куприн А. И. [5] |
Твардовский А.Т. [1] |
Блок А.А. [22] |
Бунин И.А. [20] |
Пастернак Б. Л. [2] |
Шолохов М.А. [11] |
Солженицын А.И. [8] |
Булгаков М.А. [26] |
Горький М. [31] |
Есенин С.А. [16] |
Маяковский В.В. [11] |
Платонов А. П. [6] |
Цветаева М. И. [2] |
Ахматова А.А [12] |
Гончаров И. А [17] |
Бродский И. А. [10] |
Разные [179] |
Сопоставительное сочинения [47] |
Сочинения на свободную тему [29] |
Анненский И.Ф [11] |
Друзья сайта