Главная » Файлы » Сочинения по русской литературе » Сопоставительное сочинения

Сравнительная рецензия на произведения В. Распутина 'Изба' и 'На родине'
07.04.2012, 21:27
 В.Г. РАСПУТИН  знаком читателям по таким произведениям, как "Деньги для Марии" (1967), "Последний срок" (1970), "Живи и помни" (1974), "Прощание с Матерой" (1976), "Век живи - век люби" (1982), "Пожар" (1985). В.Г. Распутин является одним из известных представителей такого направления современной литературы, как деревенская проза, именно на этом поприще он снискал известность и был награжден рядом государственных наград еще в советские времена. В настоящее время он продолжает свой литературный труд, занимается проблемами экологии и положением русской деревни, которой он посвятил почти все свои произведения.
Действие в рассказе "Изба" происходит в сибирской деревне, стоящей на реке Ангаре. Главная героиня умерла и все основные события, происходящие в рассказе, отсылают нас в прошлое. Рассказ строится на описании жизни Агафьи, начиная с послевоенных лет и заканчивая нашим временем. Уже из названия следует, что центральным образом в рассказе является дом Агафьи, а точнее изба, которая в произведениях Распутина является олицетворением русской деревни.
Второе рассматриваемое произведение, это рассказ-быль "На родине". Место действия в обоих рассказах одно и то же - деревня. Но в данном произведении автор показывает современное состояние родины главного героя, обрамляя его философскими размышлениями о судьбе и причинах перемен, приведших к той картине, которая является общей для всей русской деревни.
Проблемы, затрагиваемые в "Избе" и "На родине" являются логическим продолжением центральной темы произведений Распутина, а именно темы русской деревни. Однако в этих двух произведениях затрагиваются различные аспекты данной проблемы - в "Избе" рассматривается беда, настигшая жителя деревни, и показано это на примере одного человека - Агафьи, а во втором произведении автор выносит на первый план картины, показывающие состояние деревни в общем. В обоих рассказах очень четко видно единение человека с тем миром, который его окружает. По мнению Распутина, все беды деревенской России начались тогда, когда человек решил, что он не один из многих жителей, населяющих нашу планету, а ее Хозяин. Из города пришли новые люди со своими целями и задачами, которые они готовы выполнить несмотря ни на что. Молодежь, заинтересовавшаяся городом, покинула села, ушла в город, оборвалась та связующая нить, которая связывала поколения между собой. Именно эта проблема поднята в этих произведениях. По сути, автор продолжает развитие той темы, которую он поднял в более ранних своих произведениях, например в "Прощании с Матерой" и "Последнем сроке". Правда, во втором произведении тема деревни не показана открыто, она как бы завуалирована, а основное свое внимание автор уделил вопросу преемственности поколений. В "Прощании с Матерой" одна из главных героинь, старуха Дарья прямо говорит об этой нити, на которой завязываются узелки новых поколений и развязываются старые узлы, но нить - одна, порвавшись, она обрекает деревню на разрушение. С некоторой долей уверенности "Избу" можно назвать одним из возможных продолжений "Прощания с Матерой", если представить, что жителей острова переселили не в город, а в другую деревню, потому что многое здесь напоминает это произведение. Прежде всего, это причина переселения людей: возможно, эта та самая ГЭС, из-за которой и затопили Матеру. В рассказе "Изба" повторяется мысль, высказанная еще в "Прощании с Матерой", мысль о том, что городские жители живут для работы, а деревенские работают для жизни. И это важно для автора, этим он еще раз подчеркивает свое негативное отношение к жителям городов. В этом случае можно будет и рассказ "На родине" назвать продолжением "Избы".
В рассказе "На родине" в центе внимания автора описание земли, на которой происходят события, они, вернее не происходят, а текут, медленно, тяжело, словно затяжная смерть, смерть деревни, которая длится вот уже не один десяток лет, а мы и не замечаем этого. Здесь как раз и видна связь между произведениями. В "Избе" показана деятельность леспромхоза в шестидесятых - семидесятых годах, когда в сибирские леса приезжает молодежь, полным ходом кипит работа, идет рубка леса, почти праздник какой - то! Но лес закончился, лесоповал пропал, а за ним и молодежь, оставившая после себя пустые, наспех сколоченные дома, да изуродованную землю, мертвую, всю покрытую пнями да корягами. И вот именно эта картина предстает перед нами в рассказе "На родине". Это своеобразный итог: вот, что получилось из поколения, потерявшего связь с предками. Здесь даже есть прямое указание на причины всего произошедшего, "лопнуло, оборвалось роковое несоответствие между масштабами самого человека, оставшегося прежним, и масштабом его деятельности".
Тяжелое, но между тем светлое впечатление производят люди, оставшиеся на этой земле, потому что им некуда идти, да они и не хотят, предпочитая разделить участь своей маленькой Родины. Как бы ни было им тяжело, но здесь, на своей земле, им легче все перенести, даже болезни: сдвинули Агафью с места, она сразу оказалась в больнице с "надсадой". Не долечившись вышла, начала переезд, и все болезни сразу отхлынули. Началась работа, вернулась "охота к жизни", снова она "выкрепилась в кремень". Ту же привязанность к месту Распутин показывает и на другом герое "Избы" - Савелии. Вроде и старый, и больной, а работает, но уехал в город и буквально "сгорел" за несколько месяцев от рака.
Заметим, что очень важное место во многих произведениях Распутина занимает образ дома, в котором живут его герои. Не являются исключением и рассматриваемые рассказы. В "Избе" большую часть действия занимает восстановление Агафьей своего дома после переезда на новое место. Дом и Агафья - как бы единое целое, о чем говорит тот факт, что после ее смерти дом сохраняет черты характера своей первой хозяйки, ее упорство, выносливость, сам воздух здесь похож на жилой, вроде и не пропадала она никуда. И опять здесь просматривается некая связь с "Матерой", но только там свой дом хоронила старуха Дарья, а здесь, наоборот дом остался жить один без Агафьи. Даже пожар, который устроили его новые обитатели - алкоголики, не смог уничтожить дом, и опять здесь аналогия с "Матерой", вспомним листвень, который никак не могла уничтожить санитарная группа. В "Избе" есть свой материнский Петруха, это "Катя - Ваня", спившиеся, молодые еще люди, которых прозвали так за их неразлучность, но нет в них той безумной бесшабашности Петрухи, с которой он творил свои деяния, а спивались они как-то "зло, беспощадно, тихо". Становится очевидным, что в своих поздних произведениях Распутин еще глубже вскрывает проблемы связи поколений, дома, памяти предков, и придает им более глубокий философский смысл.
В рассказах "Изба" и "На родине" автор продолжает следовать традициям языкового стиля, начатым еще в ранних произведениях, что выразилось в использовании им просторечья ("надсада", "выкрепилась в кремень"), неологизмов, в введении писателем "говорящих" фамилий, необходимых Распутину для передачи атмосферы сибирской деревни.
Оценивая и исследуя творчество Валентина Григорьевича Распутина, многие критики и литературоведы сходятся во мнении, что в середине восьмидесятых в творчестве писателя наступил спад, что отразилось в его повести "Пожар". Но на мой не очень опытный взгляд, рассматриваемые произведения являются неким сосредоточением более чем тридцатилетнего литературного опыта автора. Здесь объединены воедино все проблемы, давно волнующие В.Г. Распутина: о мире и о месте в нем человека. Человек, читавший и другие произведения данного автора, уже узнает его язык, свойственный только Распутину, мягкий, добрый, наполненный тихой печалью и болью о русской деревне. В творчестве писателя проглядывается четкая связь между его произведениями, где новые являются этапом своеобразной эволюции и творческим ростом писателя.
 
Категория: Сопоставительное сочинения | Добавил: alexlat
Просмотров: 782 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]