Главная » Файлы » Сочинения по русской литературе » Сопоставительное сочинения

Тема наполеонизма в повести Пушкина «Пиковая дама» и «Преступлении и наказании» Достоевского.
21.06.2012, 00:08
  Тема наполеонизма в повести Пушкина «Пиковая дама» и «Преступлении и наказании» Достоевского.
В образе Наполеона , который так волновал романтиков 19 века, наиболее полно воплотилась идея сильной личности. Но эта идея не родилась вместе с Наполеоном, а возникла задолго до него, в эпоху Возрождения, из отрицания средневекового сознания. Эта идея героической личности, человека, который принадлежит только самому себе,независимого человека, человека - одиночки.  А «раскрепощение» личности в эпоху Возрождения породило соблазнительную идею героического противостояния сильной личности всему остальному миру.Мимо этого не мог пройти Достоевский, который посвятил этой теме одно из величайших своих произведений , роман «Преступление и наказание». Но еще раньше ее коснулся Пушкин в повести «Пиковая дама».
Раскольников и Германн - это , по сути, два несостоявшихся Наполеона. Оба одиноки и бедны , оба имеют неистовое желание победить судьбу. Тайное сознание своего превосходства над другими людьми не дает им покоя. И на совести каждого лежит грех человекоубийства - у каждого на душе убитая старуха. С одной стороны - старуха, с другой - Наполеон. Это как бы две оси координат , в которой мы первоначально определяем Германна и Раскольникова.
Рассуждения Раскольникова о всеобщем счастье на Земле как о конечной цели , к которой он стремится, не соответствует действительности. Пункт теории , который относится к спасению человечества, является наименее ясным и поэтому самым уязвимым. Для Раскольникова самое главное - принадлежать к «властителям мира». Он и старуху убивает , чтобы проверить, относится ли он к людям, которые могут повелевать и осчастливливать. Но даже , несмотря на то , что он  не способен переступить через убийство, это не отвращает его от теории. Поэтому он так долго не может прийти к своему нравственному воскрешению.
У Германна нет и тени мысли о всеобщем счастье, у него есть лишь страстное желание утолить свое самолюбие. Это маленький Наполеон , жаждущий власти и денег. Германн с великой радостью заключил бы сделку с дьяволом, но любая , даже злая, теория не рождается в один день. Ни в коем случае нельзя сказать, что Германн , услышав анекдот, вдруг решил сделаться богатым. Нет, зло рождается в глубине души, в ее недрах. И постепенно разъедает ее . Это медленное перерождение души накладывает отпечаток на все действия человека.
Когда Раскольников услышал разговор двух молодых офицеров об убийстве старухи, это поразило его, он как бы услышал свои мысли, свои неясные мечты. Произошло как бы столкновение внутреннего мира героя с частью действительности.
То же было и с Германном, когда он услышал анекдот Томского.Глупый и неправдоподобный рассказ вызвал у Германна такое потрясение , что он ни на минуту не мог забыть его. Эта встреча с реальностью, настроенной так же , как душа, как бы является толчком к действию.
Германн полюбил Лизавету Ивановну. Казалось бы , любовь - святое, сильнейшее чувство, но Германн забывает о нем. Безумие заключается не только в том , что он поверил в анекдот о трех картах, пошел к старухе, но и в том , как мгновенно забыл он Лизавету.
Эта неотвратимость будущего поступка чувствуется и у Раскольникова. Его будто кто - то тянет убить старуху. Какая - то неведомая сила влечет его в эту квартиру.
Тайна трех карт после смерти старухи осталась неизвестной, но желание узнать эту тайну возрастает, теперь она является для Германна всей его жизнью . Он еще более одержим.
У Раскольникова после убийства идет еще более страшная борьба внутри него самого , чем прежде.  Мучения Раскольникова так велики, что он готов пойти донести на себя, лишь бы освободиться. Раз усомнившись в себе как в «великом человеке», он должен был отвергнуть свою теорию.
Германн же не испытывает никаких сомнений. Он и есть тот самый Наполеон, который может переступить.
Порфирий Петрович говорит: «Действительность и натура...есть важная вещь, и уж как иногда самый прозорливейший подсекает». Эти слова обращены к Раскольникову , который похож на карту, разделенную на две половинки : одна - душа, другая - разум. Разумом он придумывает теорию о двух разрядах, хочет обладать властью , чтобы спасти мир. Но потом эти благие намерения переходят в раздражение. Раскольников обманывает себя , так как душа говорит ему другое , чем разум. Он дает денег Катерине Ивановне,хочет помочь бедной девушке на улице, которую вот - вот соблазнит «Свидригайлов». Он и называет Свидригайлова интуитивно, по душевному наитию.
Не смог Раскольников переступить через старушонку, и страдает он оттого, что противодействуют в нем два начала - добро и зло, для него это равнозначно борьбе души и разума.
При внешнем сходстве преступлений и состояний Раскольникова и Германна есть внутреннее различие. Раскольникова его душа спасает , а Германна - губит.
В «Пиковой даме» Пушкиным , может быть , впервые  в мировой литературе взаимоотношения между героем и толпой были показаны с точки зрения , нелестной для героя. Пушкин дает только событийный план и предлагает читателю самому проникнуть во внутренний мир героя . Мы видим Германна , послушного идеи, но отношение автора к ней не видно, в отличие от «Преступления и наказания», где ясно, как глубоко чужда она Достоевскому, который ставил перед собой задачу не только показать психологическое состояние преступника, но и развенчать наполеоновскую идею Раскольников, дать , если можно так сказать, определенный рецепт жизни

Категория: Сопоставительное сочинения | Добавил: alexlat
Просмотров: 3989 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]