Главная » Файлы » Сочинения по русской литературе » Сопоставительное сочинения |
Тема революции и гражданской войны в произведениях А.Фадеева, И. Бабеля, Б. Пастернака, М. Булгакова
21.06.2012, 01:07 | |
Тема революции и гражданской войны в произведениях А.Фадеева, И. Бабеля, Б. Пастернака, М. Булгакова Тема революции и гражданской войны - одна из главных тем русской литературы XX века. В этой смертоносной схватке столкнулись люди, живущие в одной стране, нередко - родные по крови. Гражданская война породила конфликты неимоверной остроты. Недаром М. Цветаева, осмысливая происшедшее, вспомнила библейское предание о Каине и Авеле: Братья, вот она, Ставка крайняя, Третий год уже Авель с Каином Бьется... В этой братоубийственной войне не было победителей. Разгул насилия, самосудов, грабежей, желание на горе всем буржуям раздуть "мировой пожар в крови" вытеснили из сознания людей идеалы добра и сострадания. "Озверение" было всеобщим. Революция заставила каждого сделать свой выбор, дать ответ на вопрос: с кем я? за кого я? Особенно остро эти вопросы встали перед представителями интеллигенции, с одной стороны, сочувствующими народу, его освободительным идеям; с другой - защищавшим ценности культуры от разрушения и дискредитации, отстаивающими принципы гуманизма, духовности как высшие критерии человеческого существования. Наряду с другими темами ("переплавка человеческого материала в горниле революции", создание нового литературного типа - человека в кожаной куртке) тема "интеллигенция и революция" становится одной из ведущих в русской литературе XX века. О "хождении интеллигенции по мукам" писали такие разные авторы, как А. Фадеев, И. Бабель, М. Булгаков, В. Пастернак. Поступки интеллигентов, в частности, героя "Конармии" И. Бабеля непонятны его однополчанам. Лютову приходится "вымаливать у судьбы простейшее из умений - умение убить человека". Но это умение не дается Лютову. Ему не удается изжить собственный комплекс сострадания и человечности. Герой Бабеля не может совершить то, что, хотя и после тяжких раздумий, приказал сделать Левинсон в романе Фадеева "Разгром" - убить человека. Ситуации поразительно похожи. Но если Левинсон все-таки смог отдать приказ отравить Фролова, то Лютов так и не решился добить смертельно раненого Долгушова ("Смерть Долгушова"). Бесчеловечная философия семейного клана Курдюковых (отца и сыновей!), с ужасающим спокойствием "кончающих" друг друга, неприемлема для самого Лютова (рассказ "Письмо"). Бабель снова и снова рисует картины жестокости и каждый раз застывает в горестном недоумении перед страшной силой злобы и ненависти, правящей людьми. "Я час его топтал или более часа, и за это время я жизнь сполна узнал. Стрельбой... от человека только отделаться можно, стрельбой до души не дойдешь", - говорит работник, с мстительным наслаждением убивающий в восемнадцатом году своего хозяина ("Жизнеописание Павличенки Матвея Родионыча"). "Победоносный коллектив" конармейцев с ненавистью относится к интеллигентам, которых "режут за очки". Через кровь и библейское "не убий" не могут переступить ни Турбины в булгаковской "Белой гвардии", ни Юрий Живаго в романе Б. Пастернака "Доктор Живаго". Не зря и Булгаков, и Пастернак сделали своих героев обладателями самой гуманной в мире профессии - профессии врача, и Алексей Турбин, и Юрий Живаго свято верят, что для Бога все равны, и красные, и белые, и верующие, и неверующие. Сон Алексея Турбина поразительно напоминает строки М. Цветаевой из написанной в 1920 году "Лебединой стаи": Все рядком лежат - Не развесть межой, Поглядеть: солдат, Где свой, где чужой? Белый был - красным стал: Кровь обагрила. Красным был - бельм стал: Смерть побелила. Юрий Живаго так и не смог принять действительность, где льется кровь и царит насилие. Он с одинаковым усердием врачует и партизан, и колчаковца Сережу Ранцевича. Молодой врач органически не переносит насилия, потому что оно разрушительно. Его возмущает расстрел партизанами группы заговорщиков, а главное - идея насильственного переустройства жизни. Революция отняла у Живаго все: семью, любовь, творчество. И он умер. Революция губит не только доктора Живаго, она "пожирает своих детей": достаточно вспомнить судьбу Стрельникова или трагическую историю семьи Панфила Палых в романе Б. Пастернака. Но, несмотря на разгул "дикого, черного ветра, сотрясающего дом" русской интеллигенции, писатели свято верили в торжество добра. Недаром "Белая гвардия" Булгакова заканчивается описанием безмятежного снаребенка и пророческими словами, что "все пройдет. Страдания, муки, кровь, голод и мор. Меч исчезнет, а вот звезды останутся". Нравственный потенциал литературных произведений о "смутном времени" русской истории - как нельзя лучше созвучен нашим дням. В национальных регионах гремят войны, страну захлестнул разгул преступности, черствеют людские души, и, "как колокол на башне вечевой", звучит призыв М. Горького: "Будьте человечнее в эти дни всеобщего озверения!" Нельзя не согласиться со словами современного писателя В. Васильева: "В гражданской войне нет правых и виноватых, нет справедливых и несправедливых, нет ангелов и нет бесов, как нет победителей. В ней есть только побежденные - мы все, весь народ, вся Россия... Трагическая катастрофа рождает только потери, но не только человеческие и материальные". | |
Просмотров: 2658 | Загрузок: 0 | |
Всего комментариев: 0 | |
Категории раздела
Пушкин А. С. [79] |
Лермонтов М.Ю. [50] |
Гоголь Н. В. [47] |
Достоевский Ф.М [45] |
Толстой Л.Н. [59] |
Салтыков-Щедрин М. Е. [11] |
Чернышевский Н.Г. [2] |
Некрасов Н. А. [17] |
Островский А. Н. [26] |
Грибоедов А.С. [19] |
Чехов А.П. [40] |
Тургенев И.С. [26] |
Толстой А. Н. [4] |
Куприн А. И. [5] |
Твардовский А.Т. [1] |
Блок А.А. [22] |
Бунин И.А. [20] |
Пастернак Б. Л. [2] |
Шолохов М.А. [11] |
Солженицын А.И. [8] |
Булгаков М.А. [26] |
Горький М. [31] |
Есенин С.А. [16] |
Маяковский В.В. [11] |
Платонов А. П. [6] |
Цветаева М. И. [2] |
Ахматова А.А [12] |
Гончаров И. А [17] |
Бродский И. А. [10] |
Разные [179] |
Сопоставительное сочинения [47] |
Сочинения на свободную тему [29] |
Анненский И.Ф [11] |
Друзья сайта